ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ В ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ В ОБУЧЕНИИ АСТРОНОМИИ

© Е.Н.Типикина, М.С.Красин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

В своих работах К. Э. Циолковский писал о том, что наступит время, когда человечество завоюет себе все околосолнечное пространство. Постепенно его мечты реализуются, и сейчас уже в космос запущено множество космических аппаратов различного назначения. Среди них научные станции: солнечная обсерватория «SOHO», космический телескоп «Hubble», марсоходы «Spirit» и «Opportunity», аппарат «Cassini» и другие. Данные, полученные в результате деятельности этих аппаратов, способствуют быстрому развитию астрономических знаний, а также позволяют повысить качество обучения на уроках и занятиях по астрономии для школьников и студентов.

Использование научных данных и снимков с космических аппаратов в преподавании астрономии возможно:

– на уроках и лекциях в качестве иллюстративного материала при объяснении новых тем (в презентациях);

– в работах астрономического практикума студентов;

– при составлении задач, в том числе олимпиадных;

– при выполнении исследовательских работ учащимися и студентами.

Широкое применение космических снимков в работах студенческого астрономического практикума позволяет сделать его интересным, динамичным, современным.

Примером одной из таких работ практикума может служить работа «Изучение солнечной активности». Ранее эта работа проводилась по черно-белым фотографиям Солнца, полученным в видимом диапазоне, которые были помещены в книге М. М. Дагаева «Лабораторный практикум по курсу общей астрономии». Сейчас космическая обсерватория «SOHO» постоянно наблюдает за состоянием Солнца в нескольких диапазонах. Результаты наблюдений помещены на сайте http://sohowww.estec.esa.nl/data/realtime-images.html. Следовательно, используя среду Интернет, студент на момент выполнения работы может узнать о состоянии солнечной активности, а, распечатав снимок, произвести необходимые в работе измерения и вычисления. Снимки Солнца, выполненные в разных диапазонах, база данных за длительный промежуток времени, наблюдения за солнечной короной, «царапающими» Солнце кометами — материал для дополнительных заданий работы.

В изучении поверхности планет и их спутников, определения размеров кратеров и гор, структуры колец планет-гигантов помогают данные с КА «Мессенджер», «Кассини», «Марс-экспресс» и других. Теперь по космическим снимкам студенты могут сами оценивать различные параметры, знакомясь с основами методов познания природы.

Компьютерные технологии и использование современных данных с космических аппаратов на уроках астрономии позволяют повысить эффективность обучения и знакомить студентов и школьников с последними научными данными.