КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© О.А.Москвина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

Задачи, не требующие сложных математических расчётов, применяются в методике обучения с древнейших времён. Занимательные по содержанию, посильные для решения даже учениками, плохо владеющими математикой, они поддерживают интерес к учебному предмету и стимулируют мыслительную деятельность учащихся.

Традиционно качественные задачи классифицируются по способу задания на следующие виды: текстовые, задачи-рисунки, задачи-опыты, задачи-графики. Согласно воспоминаниям учениц, первые три вида активно применял на своих уроках К. Э. Циолковский.

Уроки физики были наглядными. Наглядность уроков состояла не только в применении опытов. Все отвлечённые понятия, выраженные законами физики, раскрывались на примерах из повседневной жизни. Передать ученику определённую сумму знаний трудно, но ещё труднее научить его владеть полученными знаниями, видеть в окружающих явлениях проявление законов, изученных на уроках, стимулировать мыслительную деятельность учащихся к изучению окружающего мира.

Большое значение имеет доброжелательность в отношении между учителем и учеником, умение грамотно оценить ответ. При оценке качественного ответа учитывается как знание фактического материала, так и умение рассуждать, выстраивать логические цепочки.

Использование качественных задач на уроках физики особенно становится актуально в настоящее время, когда количество часов на изучение предмета на базовом уровне сокращается. Больше внимания надо уделять демонстрации опытов, выполнению лабораторных работ и решению качественных задач для развития познавательного интереса к предмету, к пониманию окружающего нас мира.