КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

© М.А.Шахраманьян
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

В настоящее время на базе ряда московских школ (школа-интернат для одарённых детей «Интеллектуал», средние школы №№ 390, 444, 597, 1060, 1198, 1277, 1303, 1520, 1533) осуществляется успешная реализация проекта «Космические технологии, экология и безопасная энергетика в школе будущего». В школах установлена уникальная российская разработка, не имеющая аналогов в мире по критерию цена-качество: портативные программно-технические комплексы приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени. Подготовлены первые версии учебно-методических материалов по внедрению указанных выше технологий в образовательную и проектную деятельность московских общеобразовательных учреждений. У московских школьников появилась уникальная возможность в режиме реального времени на бесплатной основе получать с периодичностью 2—3 часа многоцветные космические снимки территорий площадью около 7 млн. квадратных километров с привязкой к цифровой карте местности и населенным пунктам, а также производить оценку ряда параметров (температуры, скорости и направления движения циклонических образований, высоты облачности, прогноза осадков, величины вегетационного индекса и другое).

Проведено обсуждение первых результатов реализации проекта на заседаниях круглых столов и в средствах массовой информации. По результатам обсуждения установлено, что информационные космические образовательные технологии, внедренные в образовательный процесс, значительно повышают качество образования по ряду предметов (география, информатика, физика, основы безопасности жизнедеятельности и другие), развивают у учащихся творческие начала, умение формировать исследовательские гипотезы и проверять их достоверность, формировать активную жизненную позицию в осознанном выборе старшеклассниками будущей профессии, связанной с наукоемкими технологиями.

Стоимость предлагаемого учебно-методического оборудования в серийном исполнении вполне доступна (не превышает 30—40 тысяч рублей) для учебных заведений. При этом необходимо отметить, что одного комплекта оборудования вполне достаточно, чтобы обеспечить наглядными материалами в режиме реального времени учебный процесс одновременно нескольких дисциплин. Это способствует развитию междисциплинарного мышления и формированию важности изучения школьных предметов в едином взаимодействии.

Тиражирование образовательных технологий приема и обработки космических изображений Земли в режиме реального времени в субъектах Российской Федерации позволит школьникам различных регионов России наладить регулярный обмен между собой постоянно обновляемыми космическими изображениями различных участков территории страны и в конечном итоге создать регулярно обновляемую космическую карту России для повышения качества российского образования по целому ряду учебных дисциплин.

Данный проект, по мнению ряда высококвалифицированных педагогов, можно рассматривать как открытие новой космической эры в образовательном процессе и реализацию идей великого ученого К.Э. Циолковского.