КОСМИЗМ — СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ НАУКИ

КОСМИЗМ — СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ НАУКИ

© Т.Г.Грушевицкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2008 г.

В последнее время проблемы космизма являются широко обсуждаемыми в научной и философской литературе. И уже успел сложиться стереотип, по которому космизм — это чисто русское явление, возникшее не ранее конца XIX века. При этом под космизмом понимают изменение мировоззрения, переход от антропоцентризма к биосфероцентризму, ставящему интересы природы на первое место, выработку целостной концепции мироздания, представлений об органическом единстве земного мира с Космосом.

Но даже небольшой экскурс в историю человечества показывает, что космизм возник гораздо раньше. Еще в первобытной культуре с характерным для нее синкретизмом мы сталкиваемся с признанием принципиального единства мира и человека, что отражалось в космологических мифах. Завершенные формы космизма появились уже в осевую эпоху, в первых философских школах, практически одновременно сложившихся в Древней Греции, Индии и Китае (VI в. до н. э.), а также в науке, родившейся в Древней Греции в то же время. Вся древнегреческая натурфилософия представляла собой рационализированный космизм.

Основополагающей идеей греческой философии и науки было представление о том, что мир является Космосом, порядком, образовавшимся из первичного Хаоса благодаря внесению в него некоего универсального космического закона — Логоса, который поэтому является первоначалом, первоосновой мира. Познание этого первоначала выдвигалось в качестве первоочередной задачи античной науки и философии (это было связано с принципиальной непрактичностью, теоретичностью античной науки, связанной в своих истоках с античным рабством, дававшим свободным грекам большое количество свободного времени, но сформировавшего презрение к физическому труду — занятию рабов). Не менее важной идеей было представление о единстве микро- и макрокосмоса, принципиального подобия мира и человека, обосновывавшего возможность познания мира человеком. Таким образом, космические идеи стояли у самых истоков древнегреческой науки, хотя выделение науки в самостоятельную сферу культуры имело другие причины, лежащие в социокультурных особенностях греческого мира (рождение частной собственности и классического рабства, породивших систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности — рождение рационализма, аппарата логического рационального доказательства, стремления к познанию мира).

Разумеется, появившаяся наука должна была отказаться от логики мифа, отождествлявшего предмет с его образом, не видевшей разницы между реальным и нереальным — без этого не могли появиться такие черты науки, как инвариантность, универсальность. Нужно было научиться выделять человека из мира, чтобы рассматривать мир объективно, из него самого, а не из восприятий индивида. В этом требовании заложен отказ от космического мировоззрения, и именно оно привело к тому, что европейское мировоззрение Нового времени забыло идеи космизма. Классическая наука Нового времени забыла о своих истоках, довела идею противопоставления человека и мира до логического конца, стала воспринимать окружающий мир исключительно как объект приложения человеческих сил, который человек имеет право переделывать во имя своих целей. А утвердившийся в качестве основы новоевропейского мировоззрения сциентизм, создавший современную техническую цивилизацию, также закономерно привел к современному глобальному экологическому кризису, во многом ставшему следствием потребительского отношения к природе, сформировавшимся в том числе и в связи с отказом от космических идей.

В русской культуре ситуация складывалась иначе. В силу феномена двоеверия, утвердившегося на Руси после принятия христианства, следы языческого мировоззрения, существенной частью которого был космизм, продолжали сохраняться и в Новое время. И пришедшая в Россию вместе с Петровскими реформами европейская наука легла на прочный фундамент космических идей, сохранявшихся в русском православии. В нем были живы представления о космосе, как об организме, непосредственно связанным с Творцом. При этом подчеркивалась огромная роль человека в этой взаимосвязи. Отсюда — важность учения о Богочеловечестве Христа. Отсюда — стремление получить цельное знание о мире, что постоянно подчеркивалось в русской философии. Способствовала сохранению космизма и такая черта православия, как соборность. Она поддерживала коллективизм в русской культуре, давно исчезнувший на Западе. По этим причинам наука в России воспринималась иначе, чем на Западе. Она была не занятием одиночек, решавших свои частные проблемы, а воспринималась как служению обществу. Поэтому русским ученым было гораздо легче осознать пагубность чисто потребительского отношения к природе, заговорить о необходимости нового отношения к ней. По этим причинам именно в России произошло возрождение космизма, его идеи были сформулированы в явной форме в самых разных вариантах — религиозной, естественно-научной и художественной формах.