КОСМИЗМ И. Г. ГЕРДЕРА

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2008 г.

Немецкий философ-просветитель, ученик Канта Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803) является одним из тех представителей немецкой классической философии, кто, несомненно, развивал идеи космизма. В довольно многочисленном наследии ученого ключевыми относительно проблематики космизма являются работы «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) и «Письма для поощрения гуманности» (1793—1797).

Будучи протестантским пастором и принадлежа к высшим чинам церковной иерархии Германии, в своих трудах Гердер выступил как естествоиспытатель, противник основных религиозных догматов (в частности, идей телеологизма и провиденциализма), а также мыслитель-гуманист, уделявший большое внимание проблемам человеческой личности и нравственным факторам развития общества.

Гердер сформулировал идею органического развития мира, прослеживаемую на разных уровнях единого мирового организма, начиная от косной и живой природы и заканчивая человеческой историей. Всемирная история начинается с возникновения Солнечной системы, формирования Земли и продолжается историей человечества. Фазы развития, природная и социальная, непосредственно продолжают друг друга. В этом смысле социальные закономерности носят столь же естественный и необходимый характер, как и сами природные законы. Законы природы, в свою очередь, имеют вселенский характер. Таким образом, проблема человека и проблема общества носят вселенский характер. «Философия истории человеческого рода должна начаться с небес, чтобы быть достойной своего имени. Поскольку дом наш — Земля не сама по себе наделена способностью создавать и сохранять органические существа, не сама собою устроилась и обрела свою форму, а все это — форму, устройство, способность рождать существа — получает от сил, пронизывающих целую нашу вселенную, то и Землю нужно прежде всего рассмотреть не отдельно, а в хоре миров, куда она помещена», — писал ученый в трактате «Идеи к философии истории человечества».

«Но чем обширнее хор гармонии, благости и мудрости, в котором кружится мать наша Земля, чем непреложнее, чем величественнее законы, на которых зиждется существование Земли и всех миров, чем более все вытекает из одного и одно служит всему, тем более чувствую я, что и моя судьба связана не с прахом земным, но с незримыми законами, которые управляют прахом земным. Мыслящая и творящая во мне сила по природе своей столь же вечна, как сила, утверждающая порядок Солнца и звезд, — орудие, которым пользуется сила, может износиться, сфера деятельности ее — измениться, — так старятся земли и меняют места свои звезды, — но законы, согласно которым сила эта есть здесь, во мне, и точно так же обретается и в иных явлениях, эти законы вечны и неизменны. И природа этой силы вечна, как рассуждение божества, и опоры моего существования (не моего физического явления) столь же прочны, как и столпы, поддерживающие мироздание. Ибо всякое существование равно себе, понятие неделимое, — в самом великом и в самом малом оно основано на одинаковых законах. Мироздание строем своим во веки веков бережет внутреннее мое существо, внутреннюю жизнь. Где бы, кем бы я ни был, я буду то, что я есмь теперь, — сила в системе сил, одно из живых существ в бескрайней гармонии единого мира божия». Эта мысль, интерпретирующая античный принцип «все во всем», типична для позиции Гердера.

Его главные интересы были сосредоточены в сфере социальной философии. Сформулировав идею общественного прогресса, он стал одним из первых социальных философов — приверженцев унитарно-стадиальной концепции развития человечества. Гердер выделил несколько этапов совершенствования общечеловеческого организма, в том числе и высший, космический. В его теории общества основными идеями являются целостность и эволюционизм (прогрессизм). Кроме того, пафос его философских работ был направлен против узкого догматического мышления, почитающего человека и современную мыслителю стадию развития общества вершинами божественного творения. Он стремился показать, что перед человеком и обществом лежит дорога бесконечного совершенствования, фундированная принципом единства мирового целого, которое есть бесконечность и совершенство.

В докладе показано, что эти идеи И. Г. Гердера как представителя немецкой классической философии своими истоками уходят в космизм эпохи Возрождения (Джордано Бруно), а продолжение имеют в русском космизме, в том числе и в творчестве К.Э. Циолковского.