МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Н.В.Климина, Л.Х.Брагин, И.Н.Гончаров, Д.Л.Брагин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2008 г.

Идеи К.Э. Циолковского «об изменении тела и функций…для достижения полезного результата… в измененных условиях окружающей среды» нашли отражение в классической Павловской рефлекторной теории, логическим продолжением которой явились теория функциональных систем П. К. Анохина (ФУС), развившаяся в трудах К. В. Судакова и коллег. Анализируя уровни организации ФУС: генетический, молекулярный, гомеостатический, зоопопуляционный, психический, социальный, космический, очевидно, что значение ФУС выходит за рамки отдельно взятого организма. Основными направлениями практического использования тории ФУС в физиологии и медицине являются: оценка «здоровья здорового человека», в том числе с использованием специально разработанной аппаратуры (например, «Стражи здоровья», 1999, и др.); системная диагностика ранних дисфункций, разработка методов и средств профилактики системных расстройств, клинические аспекты системной диагностики заболеваний, системные подходы к реабилитации. Теория ФУС позволяет исследовать физиологические механизмы производственной деятельности человека, выявлять «физиологическую цену» достижения результатов труда, системно корректировать состояния здоровья, повышая результативность труда и профессиональное долголетие. В экстремальной и спортивной медицине теория ФУС — основа изучения системных механизмов целенаправленой результативной деятельности и «поведенческой медицины».

Цель работы — оптимизация целенаправленной результативной деятельности здоровых лиц обучением самокоррекции самочувствия и состояния. Самокоррекция включала выполнение дыхательных упражнений, аутотренинг, рекомендации по питанию. Исследование статистических и волновых параметров сердечного ритма, используя программное обеспечение Нейро-софт, осуществлялось при результативной деятельности до и после обучения самоконтролю. 30 практически здоровых студентов — мужчин в возрасте 19—20 лет выполняли компьютерное тестирование методом множественного выбора ответов при запрограммированной скорости выбора. 10 практически здоровых испытателей-добровольцев в возрасте от 19 до 25 лет участвовали в проведении пассивной ортопробы (ППО) по «Методикам исследования в целях врачебно-летной экспертизы», 1996.

До обучения наибольшие изменения были выявлены в индексе напряжения Баевского, что свидетельствовало о значительном эмоциональном напряжении в состоянии покоя. Все участники исследования достаточно быстро, за две тренировки, научились контролировать состояние и изменение некоторых функциональных параметров (пульс, артериальное давление). Так анализ переносимости ППО показал, пониженную переносимость ортопробы у 100 % (10 человек) обследованных. Тахикардия развивалась у 80 %, изменения АД у 30 % нарушения ЭКГ — не были выявлены. Время наступления событий до 10 мин у 90 %, 11—20 мин — у 10 %. После обучения самоконтролю состояния удовлетворительная переносимость ППО была у 30 %, время наступления событий удлинилось до 11—20 мин у 70 % обследованных, изменения АД были выявлены в 20 %, тахикардия — в 50 %. Снижение психоэмоционального напряжения проявлялось относительным урежением сердечного ритма, повышением его вариабельности (в 1,6 р), устранением задержек дыхания, сопровождавшим квант трудовой деятельности у лиц, выполнявших компьютерное тестирование.

Таким образом, изменение сомато-вегетативных показателей «квантов» трудовой деятельности в процессе выработки навыков, обучения самоконтролю состояния, является дополнительной мерой профилактики основных заболеваний психо-соматического генеза.