О МИРОВОЗЗРЕНИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Д.В.Адибеков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2008 г.

Имя великого русского ученого, основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского, связано с особым видением мира и места человека в этом мире. Эта проблема выводит нас на изучение мировоззрения К.Э. Циолковского.

В центре его размышлений о проблеме единства человека и космоса оказываются принцип атомистического панпсихизма и принцип монизма. Они обосновываются К. Э. Циолковским во многих его работах: «Этика или естественные основы нравственности», «Нирвана», «Живая Вселенная», «Причина космоса», «Монизм Вселенной», «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Любовь к самому себе или истинное себялюбие», «Научная этика», «Космическая философия».

Согласно представлениям К.Э. Циолковского вся Вселенная состоит из «первичных атомов-духов». «Первичный атом-дух» — это некий гипотетический конечный элемент, являющийся «неделимой основой или сущностью мира». Он, скорее, соответствует атому в демокритовском смысле и отличается от элементарных частиц в современной физике. Атомы-духи порождают те или иные формы жизни, от неорганической материи до сознательных высших существ.

Атомы обладают минимумом жизни и, соответственно, некоторым минимумом чувствительности, или ощущения. К. Э. Циолковский писал о всеобщей одушевленности всех частей космоса и космоса в целом. Такой взгляд на мир характеризуется как панпсихизм.

Каждый атом-дух постоянно перемещается и переходит из одних сложных тел в другие. Он «блуждает по всей вселенной, …какова же участь одного атома, такова участь и всех». К. Э. Циолковский писал, что счастье Вселенной «есть счастье атома, то есть мое счастье зависит от счастья вселенной. Если атом может попасть только в совершенное вещество, если во вселенной могут быть только такие, если в ней нет никакого зла, никаких страданий — то, как же атом может быть несчастлив?».

Размышляя о путях достижения «непрерывной радости», «счастья», «совершенства жизни» каждого человека, К. Э. Циолковский фактически отрицал личностную основу человеческого «Я». «Я» для него — это ощущение «атома-духа».

Единство субстанциональной основы мира, образуемой «первичными атомами», заключено у К.Э. Циолковского в принципе монизма: «материя едина и основные свойства ее во вселенной должны быть одинаковы».

Это означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;

2) единство живой и неживой материи («материя едина, также ее отзывчивость и чувствительность»);

3) единство человека и Вселенной, то есть включенность его в ритмы космической эволюции («судьба человека зависит от судьбы вселенной»).

Вселенная, по Циолковскому, бесконечно протяженна в пространстве и времени. Ее структура включает в себя бесконечную иерархию космических структур — от атомов до «эфирных островов» (в современной терминологии — метагалактик) разного уровня сложности.

К. Э. Циолковский (в отличие от Н. Ф. Федорова) признает широчайшее распространение жизни в космосе — в разных формах и на различных ступенях ее развития вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. «Сказать, что вселенная пуста, лишена жизни, на том основании, что мы ее не видим, есть грубое заблуждение». По мнению К.Э. Циолковского, жизнь возникает и продолжается в любых условиях: «…вселенная полна разумными, могущественными и счастливыми существами».

И еще много вопросов ставит нам мировоззрение ученого.

 
 

Ссылки партнёров