ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК И МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАТОРОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2008 г.

Аэрокосмическая деятельность обычно рассматривается с позиций довольно стабильного набора ракурсов. Во-первых (и в основном), аргументировано представляются новаторские подходы к техническим и технологическим новациям и находкам, способствующим совершенствованию аэрокосмической деятельности. Во-вторых, реконструируется история ее становления, прописываются перспективы развития и разнообразие форм реализации. В-третьих, исследуются особенности познания (в основном методологические и методические) связанных с ней процессов. В-четвертых, анализируются социальные аспекты этого рода деятельности.

Последняя составляющая, как правило, имеет только три модификации: экономическую, природно-экологическую и политическую. При всей оправданности концентрации внимания именно на них, они не исчерпывают всей полноты социальных составляющих аэрокосмической деятельности, а также обычно представляются как вторичные, зависимые от технических процессов. По нашему мнению, связано это с тем, что к организации аэрокосмической деятельности как в мире, так и в нашей стране доступ у представителей гуманитарного знания крайне ограничен, их мнение мало кого интересует, а при рассмотрении неудач и кризисных состояний в аэрокосмический деятельности данный аспект просто не учитывается.

Вместе с тем, определение направленности аэрокосмической деятельности, фиксация приоритетов развития, финансирование ее самой и научных изысканий в данном направлении во многом задача социальная, в частности, политическая. Более того, на содержании предлагаемых к принятию рекомендаций и решений сказываются многочисленные личностные характеристики разработчиков: образование, профессиональный опыт, политические пристрастия, склад характера, научные интересы и даже вкусы. И если профессиональная квалификация организаторов и руководителей работ по аэрокосмической деятельности имеет свою базу (научные достижения, опыт руководства), гуманитарные характеристики принимаются без аргументов на уровне допущений, причем, как правило, исключительно в позитивном ракурсе.

Современная аэрокосмическая деятельность связана со значительной ответственностью. Ее реализация, а также предупреждение возможного ущерба или компенсация уже нанесенного вреда возможны лишь при условии четких представлений об их причинах, особенностях последствий и методах воздействия на процессы. К сожалению, представители современных инженерных, технических специальностей и деятельности в сфере природы плохо себе представляют, а нередко просто не задумываются, о социальных последствиях своих профессиональных решений и действий.

В определенном смысле наша страна стала заложницей целенаправленной индивидуалистической технократии. Отставание от мирового уровня по всем ведущим направлениям жизнедеятельности, глобализация основных социальных отношений и связей, развитие большинства проблем общества до стадии катастроф способствовали распространению и закреплению во властных структурах определенной иллюзии. Суть ее в том, что высокопрофессиональные инженеры и естественники способны, согласовав свои действия с рекомендациями экономистов, создать реальную возможность для установления совершенного социального механизма. В связи с нарастанием остроты и интенсивности проявлений разнообразных коллизий в обществе, сторонники данной позиции гуманитарные и общекультурные ценности либо отодвигают на второй план, либо отвергают, воплощая своим поведением, образом мысли и действиями данный идеологический ориентир.