ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РКП: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РКП: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© М.В.Афанасьев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2008 г.

В начале XXI века ракетно-космическая промышленность России стоит перед серьезными проблемами дальнейшего развития.

Резкое сокращение в 90-х годах госзаказа, потеря внутренних и из-менение структуры внешних рынков; многолетнее отсутствие государст-венных капитальных вложений и прогрессирующее старение основных фондов и кадрового состава привело к тому, что отдельные задачи и отри-цательные факторы накопились в отрасли в таком количестве, что они уже не могли быть решены в рамках отдельных предприятий и программ. Воз-никла т. н. системная проблема, преодоление которой необходимо для дальнейшего существования и развития РКП.

Обобщенно такая системная проблема РКП может быть сформули-рована как структурное несоответствие ракетно-космической промыш-ленности новым требованиям государства и мирового космического рынка, как по выпускаемой продукции, так и по структуре и качеству на-учно-производственного и кадрового потенциала, по организационной и имущественной структуре промышленности. Это несоответствие проявля-ется:

– в недостаточной конкурентоспособности и отставании по ТТХ не-которых образцов выпускаемой РКТ;

– в неэффективной структуре присутствия российских предприятий на секторах космического рынка;

– переразмеренности устаревшего производственного потенциала РКП, первоначально созданного для серийного производства большого количества изделий, большом количестве ненужного для производства и неэффективно используемого имущества;

– технологическом отставании от мирового уровня, в том числе по IT-технологиям;

– большим моральным и физическим износом оборудования и ос-новных производственных фондов;

– низкой диверсификации предприятий отрасли, что порождает их экономическую неустойчивость;

– кадровой проблеме, связанной с утечкой кадров, большим сред-ним возрастом работающих и медленным омоложением кадрового состава, особенно в науке;

– несоответствии организационной структуры отрасли современным задачам конкурентной борьбы на мировых рынках и задачам разработки современных средств РКТ для государственных нужд.

Все это приводит к низкой, по сравнению с промышленностью пе-редовых стран, эффективности производства и существенному отставанию от передовых авиакосмических фирм Запада по производительности труда.

В результате, состояние РКП не в полной мере отвечает задачам обеспечения национальной безопасности в оборонной, социально-экономической и научной сферах. Ликвидация сформулированного выше несоответствия называется структурной перестройкой отрасли. Важно отметить, что структурная перестройка РКП, являющаяся объективным процессом ее адаптации к резко изменившимся экономическим условиям и новым требованиям рынка не может идти стихийно в силу важности этой отрасли для безопасности России и требует постоянного контроля со сто-роны государственных органов.

Структура мирового рынка РКТ и перспективы его развития таковы, что существенного роста объемов заключаемых на нем сделок не предви-дится, а глобальные космические проекты пока столь дороги, что могут быть реализованы лишь усилиями нескольких стран действующих на кос-мическом рынке. В ближайшие 10—15 лет развитие РКП будет идти по пути реализации ограниченного числа проектов национального уровня (наиболее крупные из них — создание и продвижение на рынок РН нового поколения «Ангара»; глобальная навигационная система «Глонасс» и т. д.). Сохранение же нескольких однородных ракетно-космических кор-пораций обеспечивает конкурентную среду при выполнении госзаказа.

Решение сформулированной выше системной проблемы развития РКП невозможно без серьезного структурного реформирования.

В конечном итоге структурных преобразований к 2015-2020гг. РКП будет состоять из 2-4 крупных многопрофильных научно-производственных корпораций (интегрированных структур), способных исчерпывающе полно удовлетворять определяемые государством планы, проекты и программы.