ОСОБЕННОСТИ БАЗИРОВАНИЯ ПРИВЯЗНЫХ АЭРОСТАТОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ЛЬДА

ОСОБЕННОСТИ БАЗИРОВАНИЯ ПРИВЯЗНЫХ АЭРОСТАТОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ЛЬДА

© Н.А.Кочемасов, А.А.Манухин, П.А.Пономарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2008 г.

В докладе рассматриваются особенности подготовки площадки базирования и содержания привязных аэростатов, объемом до 700 м3 на поверхности льда.

При неизменном интересе различных потребителей к возможности подъема разнообразной аппаратуры на рабочую высоту с помощью привязного аэростата, периодически возникает необходимость обеспечить проведение работ в зимний период на поверхности, покрытой льдом. За последние время как минимум дважды проводились такие работы в интересах таких ведущих российских научных институтов как НИИ ядерной физики им. Д. В. Скобельцына МГУ им. М. В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ), ФИАН им. П. Н. Лебедева. Работы проводились в Антарктиде (2004 г.) и на озере Байкал (2008 г.) и осуществлялись с помощью привязного аэростата Au-25 объемом 250 м3, разработанного и изготовленного ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ». В процессе данных работ была отработана методика создания площадки базирования.

Для создания площадки базирования на льду озера Байкал использовались укороченный вариант известной конструкции якоря и балка для крепления центрального блока. Данные конструкции вмораживались в лед. Толщина льда при этом обеспечивала безопасное перемещение тяжелой колесной техники, необходимой для проведения всего комплекса работ.

Аналогично может закрепляться и другое оборудование, необходимое для обеспечения подъемов-спусков привязного аэростата.

Проведенные работы показали, что создание площадки на льду требует меньших усилий, чем при проведении аналогичных работ на земле. Более того, заделка якорей и центрального блока во льду выдерживает большие нагрузки, чем при закреплении в грунте, что позволяет сделать вывод о возможности применения данной методики создания площадки базирования для аэростатов больших объемов.

Таким образом, проведенные испытания доказали, что на льду можно надежно базировать любой тип привязного аэростата, предназначенного для содержания у земли без аэростатного удерживающего устройства (обычно объем таких аэростатов не более 700 м3). В связи с этим, при возникновении необходимости, данный способ закрепления привязного аэростата можно рассматривать как штатный, ограниченный только временем существования крепкого льда.