ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Э.

© В.Ю.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

К. Э. Циолковский по праву считается основоположником космонавтики, её теоретиком, гениальным учёным-провидцем. За этой чередой громких титулов подчас теряется его значение для науки и культуры как философа и выдающегося педагога. К счастью, неослабевающий рост интереса к личности и творчеству Циолковского постепенно приводит нас к пониманию его роли в развитии мировой и отечественной науки и философской мысли. Переиздаются работы Циолковского по ракетодинамике («Свободное пространство», «Исследование мировых пространств реактивными приборами»), философии («Монизм Вселенной», «Причина Космоса»), психологии («Свойства человека», «Ум и страсти»), педагогике («Какой тип школы желателен?»).

Среди русских космистов Циолковский выделяется как создатель оригинальной антропокосмической концепции, включающей в себя космическую этику и педагогику.

Циолковский видел в человеке существо сознательно-творческое, разумное, способное к активному преобразованию не только внешнего мира, но и собственной природы. В основе его философии и педагогики лежит восстановление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей; расширение миропонимания человека до космического уровня, возрождение духовно-чувственного образа жизни, нравственных ценностей и идеалов, развитие познавательных и творческих способностей человека.

Созидание космического будущего человечества предполагает воспитание соответствующего Человека. Неудивительно, что Константин Эдуардович большое внимание уделял воспитанию нового поколения, модернизации существующей системы образования, созданию новых типов школ и так далее. Циолковский считал, что необходимо целенаправленно воспитывать будущее человечество, так как человек — мощнейший фактор дальнейшей эволюции природы. В связи с этим он обращал особое внимание на воспитание в человеке нравственной ответственности за дальнейшую судьбу своей планеты, за установление прочных дружеских отношений между народами, населяющими Землю.

В педагогической системе Циолковского наряду с общими (доступность, научность, наглядность, от частного к общему) учтены такие принципы, к осуществлению которых в полной мере педагоги приступают только сейчас. Это межпредметные связи, полная свобода в получении знаний; «учить тому, что нужно для существования человека»; создание условий для активной познавательной деятельности, для выражения учениками своих мнений; отсутствие отрицательных оценок.

Главная цель образования по Циолковскому — научить человека быть гражданином, Гражданином Вселенной, то есть человеком, чувствующим свою связь с окружающим миром, Космосом и Человечеством.