ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ГРУЗОВОГО БЛОКА (ФГБ) «ЗАРЯ» ПРИ ДАЛЬНЕЙШЕМ ОСВОЕНИИ КОСМОСА

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ГРУЗОВОГО БЛОКА (ФГБ) «ЗАРЯ» ПРИ ДАЛЬНЕЙШЕМ ОСВОЕНИИ КОСМОСА

© А.А.Горбань, С.Е.Пугаченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2008 г.

Российская пилотируемая космонавтика в ближайшей перспективе будет связана с развитием и использованием Международной космической станции (МКС) для реализации Российской научно-исследовательской программы и коммерческих проектов. Новым шагом в освоении космоса является организация обитаемой исследовательской базы на поверхности Луны. Осуществление этих замыслов потребует создания транспортной инфраструктуры, обеспечивающей регулярные полеты к Луне для доставки и возвращения экипажей и грузов. Предполагается, что околоземная и окололунная орбитальные станции станут ее неотъемлемой частью. При этом потребуется разработка новых транспортных средств однократного (а в перспективе многократного) использования, способных осуществлять длительный безопасный полет в условиях космоса, выполнять стыковки, принимать, передавать и длительно хранить компоненты топлива и др. Для решения новых задач целесообразно использовать опыт создания и эксплуатации функционально-грузового блока «Заря» Международной космической станции, разработанного в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

ФГБ сочетает в себе ряд конструктивных и технических решений, которые могут быть использованы в лунной пилотируемой программе, например:

– крупногабаритные герметичные корпуса с максимальным диаметром обечайки 4100 мм могут быть использованы в отсеках экипажа и грузовых отсеках транспортных кораблей, жилых отсеках орбитальных станций и баз;

– система обеспечения теплового режима с термостатированием корпуса для модулей орбитальных станций (ОС), баз и транспортных кораблей;

– средства, обеспечивающие автоматическую стыковку в активном режиме, в том числе после длительного полёта в космосе — использование в транспортных кораблях для стыковки с ОС, а также в модулях для сборки многомодульных станций;

– конструкция панелей солнечных батарей площадью до 72 м2 для кораблей и орбитальных станций, в том числе панели с механизмом раскрытия и складывания, которая может быть использована в посадочно-взлётных кораблях;

– микрометеороидный защитный экран — для защиты модулей лунной орбитальной станции и лунной базы;

– пневмогидравлические системы и топливные ёмкости двигательных установок, обеспечивающие длительное хранение большого количества топлива и также многократные (до 30 циклов) приём и выдачу топлива.