ПРОБЛЕМА ОТМЕТКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ПРОБЛЕМА ОТМЕТКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© Н.Н.Носарева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

В автобиографии «Черты из моей жизни» К. Э. Циолковский, рассказывая о преподавании в Калужском епархиальном женском училище, пишет, что однажды одной слабой девице, по ошибке, поставил «пять», но не стал ее огорчать и не зачеркнул балл. Спросил в другой раз. Ответила на «пять». Ученый заметил: дурные баллы уменьшают силу учащихся и вредны во всех отношениях.

Проблема отметки и сегодня остается актуальной. В современной педагогике понятие отметки сопряжено с понятиями контроля и оценки, которые в структуре учебной деятельности занимают значительное место.

В конкретных методиках, применяемых в школьной практике, оценка и контроль реализуются, в основном, на двух уровнях: уровне воспроизведения и уровне применения знаний по образцу. Реже удается осуществить контроль на высоких уровнях — уровнях творческого применения знаний, то есть в новой, ранее незнакомой ученику ситуации. Одна из причин такого положения видится в том, что выделяемые учеными-исследователями критерии, связанные с творческими уровнями усвоения знаний, в большинстве своем не доведены до педагогических технологий и тем самым практически не находят отражения ни в частных методиках, ни в реальном процессе.

Поэтому в методиках художественных дисциплин, в частности изобразительного искусства, где результатом учебной деятельности становится творческая работа учащегося, вопрос контрольно-оценочной деятельности является одним из острейших. Его рассмотрение идет в нескольких направлениях, характерных в целом для современных педагогических изысканий. Одним из направлений является создание условий, ограничивающих влияние отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника, переход к проектно-технологическому типу организационной культуры учебного процесса. Специфика такого подхода заключается в том, что технологично спроектированный учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей, обеспечив эффективность обучения и тем самым успешность ученика в учебной деятельности.

В связи с этим особенное значение приобретает результат деятельности. Так, чешский ученый И. Лингард указывает на одну особенность учебной деятельности как активную форму учения, а именно, изменение психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Схожую мысль мы находим у Ш. Н. Чхартишвили: «потребность становится тем сильнее, чем совершеннее предмет, ее удовлетворяющий». Известный исследователь психологии чувств П. М. Якобсон также подчеркивает, что эмоциональная удовлетворенность деятельностью связана с ее успешностью или неуспешностью, с полученным результатом. Ориентированность на достижение высокого результата в учебной деятельности, как пишет Д. Б. Эльконин, «должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть … мотивы собственного роста, собственного совершенствования».

Этот внутренний мотив не может быть сформирован без изменения как всего процесса обучения и учения, так и характера контрольно-оценочной деятельности. Важным и в обучении, и в оценочной деятельности становится понятие конечного результата как критериальной модели продукта заданного качества. Критериальная модель как образец является не только главным ориентиром целенаправленной учебной деятельности, но, по сути, определяет весь процесс ее осуществления, а также контроля и оценки.

Для ученика точно разработанные критерии конечного результата в контрольно-оценочной деятельности одновременно выступают критериями для самоконтроля и самооценки. Для учителя они служат критериями эффективности обучения, с помощью которых удается не только сравнивать ученика с другими, но, прежде всего, фиксировать динамику его индивидуального развития, то есть сравнивать его с самим собой в разные периоды обучения и тем самым оценивать его развитие как личности.

Постепенное приближение к конечному результату будет отражать динамику успешности школьника в учении и таким образом позволит сместить акцент в учении с отметки на оценку.