РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СВЕРХЗВУКОВОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО САМОЛЁТА

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СВЕРХЗВУКОВОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО САМОЛЁТА

© В.В.Балашов, А.И.Дунаевский, А.В.Смирнов, Т.О.Цейтлина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2008 г.

В современных экономических условиях важнейшим элементом предпроектных исследований нового административного самолёта является разработка его бизнес-концепции, дающей разностороннюю характеристику самолёта как товара. Элементом бизнес-концепции является техническая концепция — совокупность технических решений и технологий, объединённых общей идеей. Техническая концепция ориентирована на покупателя, а бизнес-концепция — на инвестора. Оценка инвестиционной привлекательности проекта должна быть убедительной для инвестора.

Критериями оценки инвестиционной привлекательности проекта нового административного самолёта, в отличие от магистрального пассажирского самолёта, являются его потребительские свойства, а не технические параметры. Технические параметры могут быть представлены в численном выражении, в то время как потребительские свойства, как правило, не являются измеримыми и связаны с ощущением потребителем ценности определённых качеств товара. Одной из характеристик самолёта как товара является его «справедливая» (по ощущению потенциального покупателя) цена, соответствующая определённому сочетанию потребительских свойств самолёта. Цена является важным параметром при оценке конкурентоспособности будущего самолёта. От того, насколько правильно выбрана стратегия ценообразования, в значительной мере зависит успех проекта.

Создана информационная модель прогнозирования цены нового административного самолёта на основе выявления статистической зависимости между уровнем потребительских свойств и сложившейся на рынке ценой самолёта. В качестве исходных данных, характеризующих потребительские свойства самолёта, в работе рассмотрен набор из 12 технических параметров продаваемых на рынке и проектируемых в настоящее время реактивных административных самолётов. С использованием метода факторного анализа сформирована система из трёх технических факторов, характеризующих в обобщённом виде такие потребительские свойства административного самолёта как «полезная нагрузка», «энерговооружённость», «комфорт». При формировании информационной модели использовались методы нейросетевого программирования. Полученная нейронная сеть обладает хорошими аппроксимационными способностями и устанавливает статистическую зависимость между тремя техническими факторами и предельной ценой административного самолёта.

Информационная модель может быть использована для прогнозирования предельной цены как дозвуковых реактивных, так и сверхзвуковых административных самолётов на этапе предпроектных исследований. С использованием разработанной методики проведена оценка предельной цены исследуемого в ЦАГИ лёгкого сверхзвукового административного самолёта.