РУКОПИСЬ «СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА» — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

На рубеже XIX—XX веков в русской педагогике большое внимание уделялось проблемам общечеловеческого воспитания. Протестуя против односторонности государственной педагогики, постоянно впадавшей в узкий профессионализм, многие общественные деятели и педагоги отстаивали необходимость реформирования образования, решительно выступая в защиту общечеловеческого идеала воспитания, пытались дать ему философско-религиозное (Н. И. Пирогов, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев и другие) или естественно научное обоснование, данное К. Д. Ушинским в его знаменательном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Человек стал рассматриваться как высшая ценность, как существо не только «биопсихосоциальное», но и космическое (К. Н. Вентцель, К. Э. Циолковский и другие).

Циолковский не остался в стороне от решения этих важных проблем. Об этом свидетельствует его фундаментальный рукописный труд «Свойства человека», который он начал писать в 1917 году, возвращался к нему на протяжении всей своей жизни, вплоть до 1928 года, но так и не завершил его. Автор писал, что предлагаемая работа не закончена, так как говорить о свойствах человека можно без конца. В своём труде ученый пытается осмыслить феномен человека, раскрыть его свойства, подчёркнуть необходимость их развития в плане общечеловеческого идеала. Особое внимание он обращает на такие психические свойства личности, как чувства, эмоции, «страсти», память, воображение, восприимчивость и тому подобное, которые он называет «силами и способностями души».

Интерес для современной педагогики представляют размышления Циолковского о природе возникновения и развития духовно-нравственных качеств человека под влиянием окружающей среды и воспитания. И хотя рассматриваемая работа представляет лишь отдельные общие мысли, иногда только набросанные и недосказанные, в ней не представлена цельная и стройная программа воспитания, тем не менее, её актуальность и значимость заключаются в том, что в ней Циолковский отстаивает мысль о необходимости формирования в человеке высоких идеалов и служении им, о том, чтобы сделать людей совершенными.

Рукопись Константина Эдуардовича поражает, прежде всего, многосторонностью подхода к человеку, благодаря чему создаётся интегральный обобщённый образ человека. Циолковский рассматривает и оценивает с точки зрения аксиологии и антропологии биологические, психические, физические, умственные, нравственные, эмоциональные и другие «свойства человека». При этом он не вдаётся в крайности биологизации человека, что позволяет подробно рассматривать и социальную сущность человека — его взаимосвязи в семье, в общественной жизни и так далее.

Разделы рукописи наглядно показывают широту охвата Циолковским проблем человекознания. Он подробно останавливается на характеристике различных свойств человека с учётом разнообразия народов и рас, умственных способностей человека, свойств его памяти, мышления и т. д. Важнейшими разделами труда учёного являются: отношение человека к природе и животным, проблема эгоизма, любви, семьи и брака, сознательного отношения к улучшению потомства и многие другие. Сущность человека, по мнению Циолковского, состоит в его постоянном изменении. И это во многом зависит от воспитания. «В детские годы человека можно многое создать в душе и подавить дурное врождённое», — считал он, отмечая, что «мы ещё не знаем до конца истинной силы воспитания».

Мечтая о создании идеального общественного строя и воспитании совершенного человека, учёный и педагог предлагал начинать работу с изучения и воспитания самого человека, думать и заботиться «об улучшении его свойств», поскольку считал это важным не только для земной, но и последующей космической жизни.