УМЕНИЕ УДИВЛЯТЬ КАК СВОЙСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

УМЕНИЕ УДИВЛЯТЬ КАК СВОЙСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© М.В.Кириллова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2008 г.

По данным опроса родителей, учителей начальных классов и воспитателей детских садов современные дети задают очень мало вопросов, и это может свидетельствовать о потере необычайно важного свойства личности — умения удивляться. С одной стороны, это может быть связано с развитием средств массовой информации и возможностью узнать любой интересующий факт за считанные минуты. С другой же, нередко дети получают ответ на ещё не заданный вопрос, что является удовлетворением ещё не сформированного познавательного интереса. Эта ситуация тем более парадоксальна тем, что практически во всех областях знания научные дискуссии предельно обострены, и наука нуждается в новых мыслителях, философах, изобретателях. Платон сказал, что философия начинается с удивления. А педагоги задаются вопросом: чем может удивить современного ребёнка учитель с мелом у доски?

В традициях русской культуры лежит вопрошание. «Кто виноват?», «Кому на Руси жить хорошо?», «А судьи кто?» Вряд ли литература какой-нибудь другой страны может похвастаться таким количеством риторических вопросов. Но, кажется, они стали скорее историческим достоянием, нежели насущностью современного молодого человека. Получается парадокс: при колоссальных возможностях знакомиться с произведениями культуры (книгами, картинами, постановками) происходит культурное вырождение нации, резкое снижение интеллектуального уровня детей и молодёжи. И ответов в современном мире гораздо больше, чем вопросов.

В конце ХХ века философом В. С. Библером и педагогом-новатором С. Ю. Кургановым была создана образовательная технология «Школа «диалога культур». В ней дидактическое усовершенствование материала выражалось в проецировании на процесс обучения логики смены культур в европейском обществе для расшатывания стереотипов мышления, использование диалога как ведущего принципа не просто педагогического общения, а как основы организации самого содержания обучения. Диалог рассматривается как форма внутреннего диалога голосов Мыслителя и Поэта в индивидуальном сознании учащихся, использовании игровых средоточий, театрализаций и физических действий в процессе обучения.

Но уже в начале ХХ века мы могли бы увидеть некоторые черты этого подхода в педагогическом и философском наследии К.Э. Циолковского. Чтобы суметь удивиться, у ребёнка должны быть возможности отхода от авторитетно-цитатной позиции. Как доказать, что Земля имеет форму шара? Почему не тонут корабли, состоящие из тяжёлых материалов? Как будет выглядеть прямая на плоскости, в которой есть дыры? Казалось бы, эти вопросы не имеют никакого практического значения. Но они будят мысль, заставляют детей быть исследователями. Константин Эдуардович призывал «не бояться кары авторитетов» и «следовать своему разуму» — ведь именно это является предпосылкой величайших открытий.

Нет сомнения, что Циолковский как учитель старался удивить своих учеников. Это были и всевозможные эксперименты, и воздушные шары, и катание на лодке. Он старался сделать опыт действительно выстраданным, личным, стремился научить своих учеников мечтать. Циолковский писал о том, что исследованию предшествует мысль, точному расчёту — фантазия. Время показало, что Константин Эдуардович был прав, ведь именно мечта этого великого человека сделала звёзды намного ближе к нам.