ВИРТУАЛЬНЫЕ 3D-РУКОВОДСТВА ПО НАУЧНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАМ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА БОРТУ РС МКС

© А.М.Гуторов, О.Н.Волков, В.В.Обухова, О.А.Кутепова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2008 г.

Опыт эксплуатации научного оборудования на российском сегменте МКС по реализации программ научных исследований показал необходимость внедрения более гибких подходов в подготовку космонавтов к работе с научной аппаратурой.

Достаточно простым и перспективным способом решения такой задачи может служить использование виртуальных ЗD-руководств в качестве визуальной интерпретации работы с оборудованием.

Целью разработки было создание интерактивных виртуальных ЗD-руководств по научным экспериментам, для их использования космонавтами в качестве справочных материалов в условиях космического полета на имеющихся бортовых штатных компьютерах.

В докладе представлены виртуальные руководства по работе с реальным научным оборудованием. Данные руководства использовались во время реализации ряда международных научных космических программ на ОС МКС.

Для сопровождения малазийской научной программы (ЭП-13, октябрь 2007 г.) разработаны и поставлены на борт МКС виртуальные ЗD-руководства и виртуальные ЗD-каталоги по четырем экспериментам, для сопровождения корейской научной программы (ЭП-14, апрель 2008 г.) — виртуальные 3D-руководства по шести разноплановым техническим экспериментам. В том числе, виртуальные руководства по двум экспериментам оперативно разработаны и поставлены на борт в виде файлов по каналу радиообмена ЦУП—Борт непосредственно во время полета корейского космонавта.

Выполненная работа показала — виртуальные руководства могут быть разработаны в очень сжатые сроки без дополнительных затрат. Их использование наглядно, не требует специальной подготовки и может служить одним из методов повышения эффективности деятельности космонавтов.

Разработка и применение виртуальных руководств дает возможность создать гибкую мультимедийную систему обучения на базе передовых технологий, позволяет снизить время подготовки, уменьшить вероятность ошибок при выполнении научных экспериментов, восстанавливать навыки выполнения работ у экипажа в процессе длительных полетов, облегчить планирование работ по выполнению научной программы.

 
 

Ссылки партнёров