ЗЕМЛЯ — КОЛЫБЕЛЬ РАЗУМА, КОСМОС — ЕГО НООСФЕРА

© В.А.Иванов, В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2008 г.

Планета есть колыбель разума,

но нельзя вечно жить в колыбели.

К. Э. Циолковский

Пророческие слова К.Э. Циолковского о роли человека во Вселенной находят все больше подтверждение в стремительном развитии Науки, которая становится главным движущим стимулом развития всего человеческого сообщества Земли. Господство монетаристских теорий уже показало гибельность химерных идей «Золотого Тельца», которые в принципах своей концепции являются античеловечными. Пример тому всем известная теория «Золотого миллиарда». Кто и по какому праву будет решать — кому жить, а кому сложить голову на плаху! — Это не вопрос, а предостережение тем, кто надеется, что именно он попадет в число «Избранных». Даже закрыв глаза на эту мораль, можно назвать еще много других, сугубо биологических проблем. Например, проблема вырождения генома человека в закрытом обществе, о которой теоретики «ограниченной популяции» умалчивают. В процессе естественной эволюции природа создала человека в единственном виде, как универсального носителя множественных генетических вариаций, которые в различных природных ситуациях обеспечивают ему как виду абсолютную выживаемость. Что будет в итоге избирательной селекции — ясно вполне — вырождение или спонтанная гибель всей популяции от нового вируса мутанта.

Разрешить проблему будущего развития человечества и его жизнеспособности в целом можно лишь путем сохранения всех накопленных видов генотипов. Для этого, естественно, необходимо жизненное пространство, но «космический ковчег — Земля» для этого явно недостаточен. Экспансия в Космос — это реальный и единственный путь решения будущих проблем человека, и это должно осознать общество уже сегодня.

Последние достижения Науки показали, что гениальная догадка В. И. Вернадского открывает законы ноосферы с информационной формой жизни и эволюции природы. Человек Неолита сделал качественный переход от животной, эмпирической формы накопления знаний, к осмысленной передаче его сородичам и их накоплению. Сегодня мы становимся свидетелями появления прямой формы взаимодействия многих людей в глобальной информационной системе, которая является, по сути, моделью структуры подсознания коллективного мозга планеты как информационного океана «Соляриса». Внутри этой структуры возникают спонтанные связи, появляются отдельные идеи и их критические антитезы, которые, по законам природы, рождают устойчивые мысли так же, как из первичной плазмы Вселенной зарождались звезды и их планеты. Но в среде человеческих информационных отношений есть принципиально новый инструмент — мышление, которого на предыдущем этапе эволюции Природы не было, и поэтому путь эволюции шел медленно, прощупывая каждый шаг. Человек — это та часть Природы, которая смогла, получив способность к абстракции опыта, развить его в эволюционно-управляемую систему Знаний — прогнозных моделей, дающих ему право осознанного выбора — проявления персональной воли. Общественное сознание создает структуру коллективного мышления людей по тем же законам природы, подобную автономной у каждого из индивидуумов, т. е. автоморфизм развития общественного сознания имеет те же фазы, что и развитие у каждого человека. Сегодня в колыбели Земли находится еще дитя, и по своему поведению соответствует сознанию трехлетнего ребенка: эгоизм в отношении к матери-Земле, нетерпимость к другим и опасная безответственность. Роль Науки сегодня — это системное осмысление ситуации, чтобы обеспечить ускоренное развитие общественного сознания, которое, получая все более опасные игрушки, может не только погубить себя, но и «спалить весь космический Ноев ковчег» — Землю со всеми ее обитателями, бездумно прервав уникальный эксперимент Природы — Жизнь.