БУДУЩЕЕ ВСЕЛЕННОЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ АНТРОПОКОСМИЗМЕ

© В.В.Казютинский
2009 г.

Классический космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский) рассматривал перспективы космического будущего человечества в рамках научной картины мира, существовавшей на рубеже 19-20 вв. Неклассическую картину мира, основанную на релятивистских и квантовых представлениях, Н. Ф. Федоров еще не знал, К. Э. Циолковский – не принял. Большие усилия были затрачены К. Э. Циолковским на критику принципа возрастания энтропии, который отвергался «с порога». Современная картина мира коренным образом изменилась, но проблема расселения человечества в дальнем космосе часто рассматривается так, как будто все осталось по-прежнему: Вселенная в больших масштабах неизменна, принцип возрастания энтропии не определяет ее эволюцию и т. д. Это погружает проекты освоения космического пространства в какой-то архаический контекст. Высказывается уверенность, что будущее человечества зависит не только от природных и социальных, но также от трансцендентных факторов (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, Тейяр де Шарден и современные их сторонники). Но для антропокосмизма, отвергающего сверхъестественное, такая позиция не выглядит убедительной.

Современная наука – неклассическая и постнеклассическая – показала, что в эволюции нашей Метагалактики можно выделить ряд эр. Обычно их называют пять: 1) первичная эра («ранняя Вселенная»); 2) эра звезд; 3) эра угасания звезд и рассеяния потухших звезд в космическом пространстве; 4) эра черных дыр; 5) «темная эра», когда все источники энергии во Вселенной истощатся. Ранняя Вселенная была невероятно горяча, в ней не было вещества – ни элементарных частиц, ни химических элементов, из которых состоит живое вещество, ни условий для жизни. Точнее, можно в известном смысле сказать, что эти условия существовали потенциально как аттракторы, определяющие направление эволюции (если выразиться языком синергетики). Вот почему идею В. И. Вернадского о вечности жизни нельзя принять, понимая ее буквально. На протяжении длительной эры звезд в звездах были синтезированы необходимые для жизни химические элементы, и каким-то, пока не известным нам образом, возникла сама жизнь. Современная космология считает, что Вселенная будет неузнаваемо меняться и в дальнейшем. Физические условия для жизни во Вселенной, согласно нашим современным знаниям, будут становиться все менее благоприятными. Иными словами, определяющая черта эволюционных процессов во Вселенной – их необратимость, описываемая принципом возрастания энтропии. Этот принцип устоял против всех попыток его опровержения, в том числе и со стороны К.Э. Циолковского. Если мы наблюдаем повсюду не только процессы распада, но и противоположно направленные процессы становления, то потому, что наблюдаемые во Вселенной системы являются открытыми, а в системах подобного типа энтропия может возрастать без достижения максимума, обеспечивая их эволюционную самоорганизацию.

Современный антропокосмизм должен считаться с картиной эволюции Вселенной в отдаленном будущем, которую рисует нам космология. Но если Метагалактика, в конечном счете, смертна, то какие перспективы это создает для человечества? Апеллировать к трансцендентным факторам антропокосмизм не может в силу исходных своих оснований. Но для него открыт другой путь – исследовать возможности преобразования мира, заключенные в человеческой деятельности, целенаправляемой разумом и всей совокупностью ноосферных факторов. Среди них вполне могут оказаться и такие футурологические сценарии, которые приведут – с ненулевой вероятностью – к радикальному продлению сроков жизни человека и различных социальных организмов. Конечно, последнее слово в этом вопросе – за ориентирующейся на науку философией и научным знанием.