ЧЕРЕЗ ЛУНУ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ!

ЧЕРЕЗ ЛУНУ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ!

© В.И.Флоров, А.В.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2009 г.

У Константина Эдуардовича Циолковского есть работа «Будущее Земли и человечества» опубликованная в 1928 году в Калуге мизерным тиражом. Большинство исследователей его творчества относятся к ней со снисходительной улыбкой: «Это, мол, издержки гениальности. Кто же это будет лопатой перекапывать всю твердь земную, уничтожая кишащих в ней гадов, покрывать метр за метром ее поверхность стеклянной оболочкой над слоем атмосферы и отвоевывать у океана пять за пятью его акваторию, превращая при помощи плотов его хляби в твердь, покрытую почвой».

Порой детали закрывают суть, «за деревьями не видно леса». Но разве здесь суть в деталях? Вряд ли и сегодня найдутся фантазеры (в лучшем смысле слова), способные описать «без улыбок» конкретные пути и средства изменения нашей планеты будущими поколениями людей. Циолковский через толщу лет увидел Землю цветущим садом, приспособленным к комфортабельной жизни миллиардов людей. Безусловно, это понимание находится в «пространстве его видения» космического будущего человечества. Он перестраивает Землю по образу и подобию космических оранжерей. А что видим мы, наше «космическое» поколение?

Все мы и все более ощущаем общий кризис, «сдавивший горло» нашей цивилизации. Ресурсы и производство, экология и земные, космические катаклизмы, отношения между людьми, культура и идеология – все насыщается «ядом неотвратимости глобальной трагедии». Кризис все более приобретает социальные формы и грозит самоуничтожением цивилизации.

Молодое поколение сегодня и в ближайшие годы будет вынуждено совершить невиданную ранее работу по всем названным позициям и за их пределом. В этом же докладе нас интересует планета Земля. Мы сегодня хорошо понимаем, что она создана не специально для людей. Люди в естественной биологической эволюции появились на ней и приспособили ее для своей жизни. Предыдущими поколениями в этом направлении сделано очень много. Но мы еще не трогали Землю как планету. А не пора ли? Планета и окружающий ее космос таят в себе много тревог. При малом и разрозненном человечестве это не бросалось в глаза. Сегодня мы порой содрогаемся перед этими земными стихиями.

Но что мы, маленькие люди, можем сделать для их предотвращения?

Необходимы, вероятно, мощные и крупные системы экологической поддержки. Но работы такого масштаба потребуют от нас создания крупных космических секторов наземных систем. Они по масштабам будут соответствовать земным. Оценки размерности транспортных космических систем для их создания отбивает всякую охоту продолжать этот разговор. Мы помним и знаем результаты расчетов системы космического энергоснабжения Земли еще семидесятых годов (проект Глейзера).

Выше мы обозначили некоторую хозяйственную стратегию цивилизации и замерли в нерешительности под грузом трудностей создания транспортных космических систем. А какая альтернатива есть этой стратегии? Только одна: не выходить на задачу планетарных изменений Земли. Прогресс цивилизации должен идти в знакомых нам рамках планетного развития. Здесь и космонавтика остается «земной, домашней, уютной».

Но как же кризис, обозначенный нами выше? Ведь он приобретает социальное проявление и угрожает самоуничтожением человечеству. Кое-кто из рассчитывающих остаться после трагедии уже уговаривает нас, что такое уничтожение не страшно, ибо для каждого это «за компанию»… И опять, без эмоций, серьезно.

Есть выход! Конечно, первая хозяйственная стратегия не ограничится только преобразованием Земли и новым космическим рывком. Но здесь мы говорим именно о космонавтике. Должна быть создана космическая транспортная система, работающая на ракетном топливе, производящимся на Луне. Ракетное топливо с Луны может показаться и абсурдным и несвязанным с поставленной проблемой. Но это только кажется. «Лунное топливо» снижает «нагрузку на Землю» в транспортировке между Землей и Луной в несколько десятков раз. Сама такая система может развиваться «эмбрионально». Сначала на поверхность Луны доставляется минимальный производственный комплекс для производства ракетного топлива из лунного поверхностного слоя – реголита. Это позволяет организовать более дешевую транспортировку для расширения этого производства и грузопотока между Землей и Луной. Транспортная система получает мощную лунную базу саморазвития. Более того, люди получают первый опыт производства ресурсов Луны. Производство топлива непосредственно перерастает в производство конструкционных материалов для космических секторов систем экологической поддержки Земли. Такая «космическая» космонавтика становится локомотивом первой хозяйственной стратегии цивилизации и прецедентом будущего многостороннего изменения Земли как планеты комфортабельной жизни людей.

Авторы доклада не первый раз выступают с этой идеей. На Чтениях, конференциях и выставках уже высказывались эти идеи (работы студенческого конструкторского бюро Королёвского колледжа космического машиностроения и технологий). Здесь мы лишь коснемся сути такой транспортной системы Земля-Луна. Продемонстрируем ее в слайдах.