ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. К 90-ЛЕТИЮ В. П. РАДОВСКОГО

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. К 90-ЛЕТИЮ В. П. РАДОВСКОГО

© .Ф.Рахманин, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2009 г.

Имя Виталия Петровича Радовского, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, члена-корреспондента АН СССР, многие годы было «закрытым» для общественности. А ведь именно он с 1974 г. по 1991 г. являлся главным конструктором КБ Энергомаш, ведущего отечественного предприятия по разработке жидкостных ракетных двигателей, и именно в эти годы здесь были созданы самые мощные в мире двигатели РД-170 для РН «Энергия» и РД-171 для РН «Зенит».

Незаурядный вклад В. П. Радовского в ракетную технику достоин внимания общественности. Он родился 11 мая 1920 г. в Улан-Уде, в 1937 г. поступил в Московский авиационный институт, окончанию которого помешала война. В 1941-42 гг. Радовский закончил ускоренные курсы авиационных техников и ожидал направления на фронт, но по постановлению Государственного Комитета обороны его вместе со многими студентами 4-5 курсов возвратили в институт, который был эвакуирован в Алма-Ату. После окончания института в 1943 г. он направлен на авиационный завод № 456 в Химках.

После окончания войны этот завод был перепрофилирован под производство ЖРД конструкции В. П. Глушко, а Радовского летом 1946 г. направили в командировку в Германию. Так началась работа В. П. Радовского в области ЖРД.

В 1961 г. Радовский стал заместителем Глушко по конструкторской части, а в 1974 г. – его преемником на посту главного конструктора.

Под руководством Радовского велись разработки двигателей РД-253 для первой ступени РН «Протон», двигателей РД-251 и РД-252 для РН «Циклон». Он внес творческий вклад в разработку двигателей РД-264 и РД-268 для боевых ракет последнего поколения. Полнее всего его талант разработчика ЖРД, главного конструктора, начальника предприятия проявился в сложный период разработки двигателей РД-170/171. Трудные годы доводки двигателей, постоянное нервное напряжение отрицательно сказались на здоровье Радовского, и он был вынужден в марте 1991 г. уйти на пенсию. Скончался В. П. Радовский в 2001 г. и похоронен на Машкинском кладбище в городе Химки (на Аллее Почетных граждан города).