ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПУТНИКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

© А.В.Миловзоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Сегодняшней России и ее будущей инновационной экономике необходимы талантливые, творчески мыслящие, грамотные, профессиональные кадры, подготовленные к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На это нацелена модернизация образования, главным результатом которой должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Решить эти задачи с помощью традиционных методик и технологий достаточно сложно, поэтому научные круги и педагогическая общественность проводят постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса.

В этих условиях предложения о проведении апробации программно-методических и технологических комплексов, реализующих информационные спутниковые технологии в учебном процессе, вызвали неподдельный интерес у работников образования Рязанской области. Ведь именно на Рязанской земле родился К. Э. Циолковский, ученый с мировым именем, первым теоретически обосновавший способ выхода человечества за пределы атмосферы, и скромный учитель математики, сделавший первые шаги в области педагогики в городе Рязани.

В качестве экспериментальных площадок были выбраны две городские школы – Средняя общеобразовательная школа № 38 города Рязани и Средняя общеобразовательная школа имени академика В. Ф. Уткина города Касимова – и две сельские школы – Ижевская средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского Спасского района и Токаревская основная общеобразовательная школа Касимовского района. Выбор данных образовательных учреждений определялся наличием квалифицированных педагогических кадров, опыта экспериментальной деятельности, увлеченностью учащихся космической тематикой. Методическое сопровождение эксперимента взял на себя Рязанский областной институт развития образования.

Уже первые занятия, проведенные с использованием переданных в образовательные учреждения программно-методических комплексов приема и обработки космических изображений Земли, опытных образцов программно-методических и технологических комплексов, реализующих технологию возобновляемой (солнечной) энергетики, и комплексов, реализующих информационные технологии в области спутниковой «ГЛОНАСС/GPS» навигации, показали значительный образовательный потенциал информационных спутниковых технологий.

Прежде всего, значительно повысилась мотивация учащихся, поскольку работа с реальными космическими изображениями, приборами и аппаратурой принципиально отличается от достаточно рутинной работы с учебниками.

Учащиеся старших классов активно включились в исследовательскую деятельность, позволяющую сформировать такие важные качества, как самостоятельность, креативность, умение работать в группе, нестандартный подход к решению учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач.

Использование информационных спутниковых технологий позволило разнообразить уроки, проводить их нестандартно, сделать школьников активными участниками образовательного процесса, повысить качество образования и более эффективно формировать такие учебные навыки, как наблюдение, поиск информации, понимание сущности, формулирование вопросов, решение проблем, применение изученного в новой ситуации, оценка проделанной работы.

В настоящее время в образовательных учреждениях – участниках эксперимента – проводится работа по подведению первых итогов апробации, осуществляется разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных спутниковых технологий, которые помогут более эффективно использовать новые образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе и реализовать современную модель образования в школах Рязанской области.