ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

© И.В.Чараева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Идеи К.Э. Циолковского о полетах в космос явились фундаментом для развития многих наук, в частности космической географии. Во времена Циолковского термина «космическая география» не существовало. Зарабатывая на жизнь педагогической практикой, в 1890 году в Боровском уездном училище Константину Эдуардовичу довелось преподавать обычную географию.

В современном быстро развивающемся мире школьная география уже не может в полной мере дать представление о применении географических знаний. Сегодня на уроках географии в общеобразовательной школе с помощью прибора «Космос-М2» у учащихся появилась уникальная возможность принимать сигналы с космического спутника и обрабатывать полученные космические снимки в режиме реального времени. Прибор позволяет превратить привычный компьютер в пульт управления процессами познания мира.

Учащиеся имеют реальную возможность ежесуточно получать многоцветные космические изображения Земли, оценивая при этом ряд метеорологических параметров, наблюдая за изменениями природных и техногенных комплексов по обширной территории – около 7 млн. квадратных километров.

При выявлении климатообразующих факторов на уроке производились замеры температур поверхности Черного моря по реальным космическим снимкам. Показания температур фиксировались в заранее подготовленную площадную палетку. Результаты выполненных заданий сводились на одну карту. Сравнивая современную карту разломов дна Черного моря и размещение точек с локальными повышениями температур, ребята делают вывод, что зафиксированные ими точки с повышенными показателями температур расположены в зоне современных разломов, из которых идут мощные вертикальные горячие газовые потоки, приводящие к появлению температурных аномалий на поверхности Черного моря.

Программа прибора «Космос-М2» позволяет вести мониторинг наблюдений за погодой, определять высоту облачности, количество осадков, прогнозировать выпадение осадков, распознавать типы облачности. Ребята сами формулируют вопросы. Почему образуется плотная облачность, до какой высоты она распространяется? Почему мощные дожди и грозы, высокая облачность часты у побережья Скандинавского полуострова?

Прибор дает возможность применить модель образования циклона с фиксацией направления и скорости ветра в разных областях развития циклона, выявлять районы влияния циклональной и антициклональной деятельности. Работа с космическими снимками помогает выявлять природные и техногенные закономерности, происходящие на территориях различных масштабов. По мнению ребят, по снимку увлекательнее опознавать реки, моря, озера, чем по контурной карте.

Предлагаемая технология работы со снимком расширяет пространство деятельности ученика и учителя. Снимок, в отличие от карты, позволяет исследовать динамику развития географической оболочки и взаимодействия ее составных частей: развитие процессов засоления в Прикаспийской низменности, отличительные черты ледостава на Ладоге и Онежском озере, температурный режим морей Белого и Баренцева по сезонам года, влияние мегаполиса на температуру окружающей среды.

Космические технологии реально внедряются в учебный процесс, способствуют организации исследовательской деятельности на уроке, становятся важным педагогическим средством.