ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПУТНИКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПУТНИКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА»

© Л.Н.Коркина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

В настоящее время, когда компьютер стал практически привычным устройством для ученика, задача мотивации его к изучению предмета информатики значительно осложнилась. Российские и зарубежные ученые в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приходят к мнению, что интерес к информатике обусловлен включением в нее блока «Информационные технологии» как практической деятельности: создание с помощью компьютера текстовых и презентационных материалов, работа с графическими, звуковыми и видео-файлами, поиск информации в Интернет, использование ресурсов и сервисов глобальной сети.

Информационное моделирование, в том числе и геоинформационное, рассматривалось учениками с точки зрения использования готовых моделей. Доступность компьютера для большинства учащихся и умение работать с офисными программами привели к падению интереса к самому предмету «Информатика и ИКТ». Повысить интерес учащихся к предмету можно только посредством введения в курс практических занятий с реальными объектами, значимыми для современного мира. Такими объектами могут стать (а в Калужской области уже реально стали), в том числе при обучении информатике, спутниковые технологии.

Комплекс «Космос-М2», солнечные модули и «ГЛОНАСС/GPS» навигаторы, поставляемые в образовательные учреждения, которые применяются как на уроках информатики, так и во внеурочной деятельности учащихся (в том числе для школьников разного возраста, от начальных классов до профильных), позволяют ученикам понять место информатики как науки в современном мире, значение ее для развития разных видов информационных процессов, а, следовательно, вызывают у учащихся повышенный интерес к предмету.

Так, в начальных классах учащиеся могут посетить урок информатики или занятие, на котором смогут ознакомиться с указанными комплексами, прослушать и посмотреть представление старших товарищей, увидеть прием сигнала со спутника или определение координат своего местоположения. Подготовленная группа учащихся без помощи учителя рассказывает и показывает работу комплекса «Космос-М2» или «ГЛОНАСС/GPS» навигатора. Малыши под их руководством могут поработать с тем или иным устройством.

В 5-х-7-х классах школьники уже могут проделывать некоторые виды работ самостоятельно. Например, работать по инструкции с навигатором, выполнять задания учителя по изучению готовых снимков, узнавая объекты на карте и согласовывая их с типовой картой в традиционном атласе. На занятиях по информатике можно ознакомиться с модулем солнечной батареи, а также с программным обеспечением к нему, с помощью которого можно получить график «Световая ВАХ ФЭ модуля», а с помощью программы «MS Excel» – построить сравнительные диаграммы площадей регионов, водоемов, длины различных рек или расстояний между населенными пунктами.

Во время изучения тем предмета «Информатика и ИКТ» базового и профильного уровней, в которых рассматриваются различные информационные процессы, включается знакомство с программным обеспечением для соответствующих комплексов. Информация, которую выделяют учащиеся из конкретных снимков, полученных с помощью комплекса «Космос-М2», становится набором данных для дальнейшей компьютерной обработки. Практические работы с «ГЛОНАСС/GPS» навигатором, в которые включены теоретические знания, позволяют понять процессы сбора, приема, обработки, передачи и визуализации информации.

Учащиеся от вопроса «Что?» переходят к изучению вопроса «Как?», отчего предмет «Информатика и ИКТ» становится для них ближе и понятней. А вопрос «Зачем изучаются те или иные темы информатики?» отпадает сам собой. Это доказал проект «Разработка и внедрение новых образовательных компонентов на основе информационных цифровых спутниковых технологий для повышения качества обучения в учреждениях общего образования в условиях формирования стандартов нового поколения», связанный с апробацией информационных спутниковых технологий в образовательном процессе учреждений общего образования Калужской области. Результаты, полученные при осуществлении проекта, свидетельствует о повышении уровня мотивации учащихся к изучению информатики и ИКТ.

Во времена К.Э. Циолковского ИСТ, естественно, не было. Мечтая о покорении космического пространства, Константин Эдуардович не мог даже предположить, что когда-нибудь космические технологии придут на помощь учителю. Что придет время, и измерить площадь поля или расстояние от дороги до пожарной каланчи, как он измерял с учениками Боровского уездного училища, можно будет не только с помощью измерительных приборов, но и с помощью космических технологий.