КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАТЕХНИКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАТЕХНИКИ

© В.И.Маврицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2009 г.

В утвержденных Правительством РФ в 2008 году «Основных направлениях деятельности на период до 2012 года» содержится раздел «Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности», включающий, в частности, авиационную промышленность и двигателестроение.

В числе мероприятий, направленных на достижение задач по продуктовой стратегии, предусматриваются меры, направленные на стимулирование спроса на отечественные воздушные суда: техническое перевооружение отрасли, создание научного задела, подготовка кадров и др.

К числу основных показателей технического совершенства воздушных судов гражданской авиации в настоящее время относятся высокая топливная эффективность и эксплуатационная экономика. В свою очередь на значение этих показателей влияют следующие факторы:

– аэродинамическое совершенство летательных аппаратов,

– совершенство силовой установки,

– весовое совершенство и технические ресурсы,

– предоставление гарантий, отлаженная система послепродажного обслуживания,

– производственная и эксплуатационная технологичность,

– состав и функциональные возможности оборудования и пр.

К факторам потребительского спроса, также напрямую влияющим на конкурентоспособность, относятся:

– время выполнения рейса,

– показатели безаварийной эксплуатации,

– доступность авиабилета,

– шум и вибрации в пассажирской кабине,

– наличие автоматической системы стабилизации полета,

– предоставление питания, связи, видео,

– габариты пассажирской кабины, кресел, багажных полок и грузовых отсеков.

Учитываются требования JCAO к безопасности и экологичности полетов:

– оснащение средствами предотвращения столкновений,

– точность аэронавигации и средств связи,

– уровень эмиссии вредных веществ,

– уровень шума на местности.

По многим из перечисленных факторов, определяющих конкурентоспособность отечественной техники, достигнут определенный прогресс. Так, аэродинамическое совершенство, представляющее собой произведение максимального качества на число маха (КмахМ), у магистральных самолетов Ил-96 и Ту-204 выросло на 14-36% по сравнению с предыдущим поколением самолетов (Ил-62 и Ту-154). Планируемая модификация крыла еще более увеличит этот показатель.

Тем не менее по показателю расхода топлива на пассажирокилометр эти самолеты уступают, хотя и не сильно, своим зарубежным конкурентам (Боинг-737, Боинг-757, А320, А321). Некоторое отставание (на 5%-7%) существует и по показателю операционных расходов, главным образом, по статье «техническое обслуживание».

Значительно лучшими конкурентными возможностями будет обладать новый региональный российский самолет SSJ, отличающийся современными технологиями, высоким уровнем экономической эффективности и комфорта, широким спектром эксплуатационных характеристик, экологичностью. Так, прогресс в аэродинамике обеспечивает высокий уровень совершенства по аэродинамическому качеству (Кмах=16,2 Сумах=2,8), планируется снижение аварийности на 20-30%, снижение времени сертификации, снижение шума на местности с запасом от требований Главы4 JСАО на 11-16 EPNдБ, что заметно лучше, чем у зарубежных аналогов.

Ведущиеся в настоящее время работы по созданию ближнесредних магистральных самолетов семейства МС-21 обеспечат уменьшение расхода топлива на пассажирокилометр на 20-25% и операционных расходов на 10-12% по сравнению с зарубежными аналогами.

Перспективные разработки отечественных винтокрылых летательных аппаратов также позволяют надеяться на их достаточно высокую конкурентоспособность.