МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

© Н.Ф.Балашова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

C января 2009 года в рамках реализации проекта «Разработка и внедрение новых образовательных компонентов на основе информационных цифровых спутниковых технологий для повышения качества обучения в учреждениях общего образования в условиях формирования стандартов нового поколения» в средней общеобразовательной школе поселка Октябрьский Ферзиковского района Калужской области создана рабочая группа, куда вошли учителя информатики, физики, географии, математики, ответственный за проведение мониторинга.

Были поставлены следующие задачи: сформировать у учащихся понятия «информационная культура», «информационные ресурсы»; стимулировать познавательный процесс учащихся; сформировать представление о работе программного комплекса «Космос – М 2» и применении его в рамках школьных предметов; воспитать у школьников внимательность, умение воспринимать и анализировать информацию. В ходе работы предполагалось создать такие условия для учащихся, чтобы вызвать у них интерес к познанию на основе предметов естественно-математического цикла. Именно предметы естественно-математического цикла больше всего интересовали и привлекали учителя К.Э. Циолковского. С 1880 года по 1921 год Константин Эдуардович преподавал математику, физику, химию, астрономию.

Очень важно проследить эффективность применения информационных цифровых спутниковых технологий в образовательном процессе. Школа работает над формированием системы критериев для оценки их эффективности, которая может быть представлена в виде четырех взаимосвязанных компонентов: целевая эффективность – соответствие результатов заявленным целям введения инновации; ресурсная эффективность; социально-психологическая эффективность; технологическая эффективность.

Каждый компонент имеет направления оценивания и оценочные показатели.

Направлениями оценивания целевой эффективности могут выступать достижения образовательного учреждения и успехи выпускников.

Среди оценочных показателей можно выделить следующие:

– рейтинг образовательного учреждения;

– удовлетворенность учащихся обучением в образовательном учреждении;

– уровень сформированности у учащихся предметных и ключевых компетентностей;

– осознанность в выборе будущей профессии;

– результаты Единого государственного экзамена, контрольных работ, олимпиад, поступления в вузы с естественно-математическим уклоном.

Направления оценивания ресурсной эффективности – это материально-техническая база образовательного учреждения и педагогические кадры. Оценивать данные направления предлагаем по показателям: необходимое оборудование (компьютеры); мобильный класс; владение методологией исследовательской и проектной деятельности в рамках инновации; участие в инновационной работе; участие в конференциях, профессиональных конкурсах; подготовка публикаций; количество проектов, подготовленных под руководством конкретного педагога; разработка научно-методического сопровождения инновации.

Социально-психологическая эффективность включает в себя следующие направления оценивания: мотивация учащихся; социально-психологический климат в коллективе. Оценочными показателями выступают: интерес учащихся к учебе и к профессиональной деятельности, связанной с наукоемкими технологиями; заинтересованность учащихся в работе над проектами; удовлетворенность педагогов своей работой и отношениями внутри коллектива.

Направление оценивания технологической эффективности – это управление инновационными процессами, которое выражается оценочными показателями: обучение педагогов инновационной технологии; создание программы эксперимента; регулярное отслеживание эффективности.