О ЗАДАЧАХ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

О ЗАДАЧАХ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Д.М.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Работая над проблемами освоения космического пространства, К. Э. Циолковский уделял особое внимание вопросам подготовки кадров. Он указывал на необходимость подготовки высокообразованных специалистов: знающих, талантливых, интеллектуально, духовно и физически развитых, нравственно совершенных.

Сегодня, в связи с неустойчивой экономической ситуацией во всем мире и бурным развитием информационных технологий, в аэрокосмической промышленности остро встали вопросы подготовки специалистов, умеющих быстро перестраиваться на решение новых задач. Не менее важна и переподготовка специалистов, чтобы отрасль, несмотря на трудности, не теряла свои кадры. Такие задачи, впрочем, стоят всегда, но сегодня ситуация обостряется в связи с быстрым появлением новых технологий и не менее быстрым изменением общей технической картины мира.

Существующий опыт решения таких задач показывает, что многие принятые ранее грамотные решения не полностью эффективны, поскольку принимались автономно, без связи между собой, действуя относительно малое время. Целесообразно объединить такие решения в единый комплекс, при этом конечный результат станет боле надежным и продолжительным.

Таким комплексным может быть решение, состоящее из трех основных ныне существующих, но не связанных меж собой направлений:

1) непрерывная переподготовка специалистов каждого предприятия отрасли (с тем, чтобы они не теряли квалификацию из-за быстрых изменений ситуации);

2) целенаправленная подготовка специалистов для предприятия из выпускников вузов, ориентированных на потребности аэрокосмической отрасли;

3) подготовка школьников к поступлению в конкретный ВУЗ – профессионально ориентированная довузовская подготовка.

При этом в каждом из направлений предусматривается обязательное изучение компьютерных технологий, основ экономики и особенностей текущих экономических процессов, что дает обучаемому – на своем уровне – возможность глубже изучить свою специальность и специализацию.

Однако, даже подготовив хорошего специалиста «под себя», предприятие может его потерять, потратив при этом на подготовку немалые деньги: человек, прошедший обучение в рамках указанной схемы, без труда может покинуть свое предприятие и перейти на другое место работы, не относящееся к аэрокосмической отрасли.

Чтобы этого не происходило, нужно принимать меры для «закрепления» специалиста при помощи экономических решений и заключения соответствующих договоров. Если договоры на обучение используются в повседневной практике давно, то «экономическое закрепление» работника пока применяется достаточно редко. Какие тут могут быть рекомендации?

Во-первых, требуются достойные условия труда, основой которых является хорошо обустроенное рабочее место, неотъемлемой частью которого должен стать компьютер, оснащенный всеми средствами для использования современных информационных технологий.

Во-вторых, едва ли не главным рычагом здесь должна стать помощь в приобретении собственного жилья. Не просто предоставлять молодым работникам место в общежитии, а именно помогать им в части кредитования приобретения жилья. Государство здесь должно помогать и в части строительства: на средства предприятия и, главное, с программой ипотеки для молодого специалиста. При этом последний должен будет отработать, например, не менее 10 лет на предприятии, чтобы получить квартиру в полную собственность.

Проблема закрепления кадров в аэрокосмической отрасли сегодня стоит очень остро, и поэтому практические решения должны быть приняты как можно скорее, иначе отрасль рискует столкнуться с кадровым голодом. Впрочем, стоит отметить, что именно решения, принятые в отрасли за последние годы, позволили большинству его предприятий сохранить наиболее квалифицированных работников даже в условиях кризиса.