ОТ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК К КОСМИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ОТ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК К КОСМИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Современное образование отличается динамичностью и оперативно реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Будущее России зависит от того, как сформируется поведение молодых граждан страны, как активно смогут они создавать национальную инновационную систему.

Человечество прошло долгий и сложный путь развития: от счетных палочек до космических технологий. Информационные спутниковые технологии используются сегодня не только в инновационной экономике, но и вошли в образовательный процесс.

В 2008/09 учебном году 13 образовательных учреждений Калужской области работали в экспериментальном режиме по апробации информационных спутниковых технологий. Школы приобрели оборудование и программно-методическое обеспечение. Портативные программно-технические комплексы позволяют проводить дистанционное зондирование Земли, принимать и обрабатывать космические изображения Земли в режиме реального времени. Кроме того, апробации подвергаются спутниковые «ГЛОНАСС/GPS» навигаторы и солнечные батареи для получения и использования возобновляемой (солнечной) энергетики.

Чтобы работа по использованию космических технологий проводилась успешно, в Калужском областном институте повышения квалификации работников образования проведены обучающие семинары для руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников и ответственных за мониторинг. Прошло семь выездных семинаров «Один день в космическом образовательном учреждении», участники которых отмечают актуальную тематику и содержание, высокий уровень профессионализма и творчества педагогических коллективов.

Педагоги Калужской области не только апробируют уже подготовленные методические пособия: экспериментальная работа по использованию космических технологий теперь выходит за рамки проекта.

Сегодня космические технологии начали использовать на уроках математики, географии, информатики, физики. К работе подключились учителя астрономии, русского языка и литературы, иностранных языков. Апробация не ограничивается только предметной деятельностью. Учащиеся могут создавать проекты на основе космических технологий, проводить исследовательскую работу, а старшеклассники осознанно могут выбирать профессии, связанные с наукоемкими технологиями. Поэтому применение космических технологий проходит не только в процессе обучения на уроке, а включает всю образовательную деятельность, связанную с воспитанием и развитием личности школьника. Но эта работа будет тогда эффективна, когда руководит деятельностью компетентный педагог, который не боится идти на эксперимент и реально включен в инновационный процесс. И таких учителей в Калужской области много.

Большие возможности открыты для использования космических технологий во внеклассной работе. В школе № 2 имени академика А. И. Берга города Жукова организован кружок «Космические охотники». В школе № 1 города Балабаново (Боровский район) создана творческая группа «КОСМИК», в которую входят диспетчеры, операторы, корректоры и аналитики. В школе № 1 города Сухиничи шестиклассники приняли участие в интегрированном классном часе «От счетных палочек к космическим технологиям», проведенном классным руководителем, учителями физики, географии, математики. Учащиеся решали проблемную задачу: как сделать так, чтобы учение проходило не с мучением, а с увлечением? Учащиеся нашли ответ: новые космические технологии позволяют сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.

Проект по использованию космических технологий в образовательной деятельности можно рассматривать в качестве яркого примера, подтверждающего замыслы великого ученого К.Э. Циолковского, который верил в то, что «невозможное сегодня станет возможным завтра».