ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

© В.Ю.Клюшников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2009 г.

При оценке экологического ущерба, наносимого в результате аварии ракеты-носителя (РН) в настоящее время имеются две существенные сложности.

Во-первых, сложность и трудоемкость моделирования воздействия аварийной РН на окружающую среду по всей траектории полета на участке выведения. Это сложность обусловлена, необходимостью большого числа циклов (точек) моделирования, а также множеством случайных факторов, оказывающих влияние на результаты моделирования, которые невозможно учесть априорно:

– вид и характер отказа;

– динамика и характер разрушения изделия;

– метеорологические условия;

– природно-географические и сезонные особенности подтрассовых территорий мест падения .

Во-вторых, – отсутствие в федеральном законодательстве и в отраслевых нормативных базах методик комплексной оценки экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью, в частности – с ракетно-космической. Мало того, правовой статус действующих частных методик по оценке экологического ущерба, например, в результате химического загрязнения и физической деградации земель, является спорным в связи с постоянно изменяющимся федеральным законодательством.

Указанные сложности предлагается решить следующим образом.

Предлагается упрощенная модель экологических последствий аварии РН, являющаяся по существу описательной, разработанной с множеством допущений и упрощений. Тем не менее, на наш взгляд, модель верно отражает общие закономерности воздействия аварии РН на окружающую среду и наземную промышленную, сельскохозяйственную и транспортную инфраструктуру, известные из результатов экологических обследований мест аварийных падений РН, накопленных экспериментальных данных, данных математического моделирования, а также из российских и зарубежных литературных источников. Расчеты на основе такой модели достаточно просты. Результаты модельных расчетов вполне могут служить исходными данными для получения верхних оценок экономического ущерба в случае аварии РН.

Оценки экономического ущерба основаны на комплексном использовании ряда частных действующих и прекративших действие российских нормативных документов в рассматриваемой области. Для актуализации таких методик предложено использовать ряд поправочных коэффициентов, в частности, коэффициенты, учитывающие инфляцию. На наш взгляд, учитывая общую ситуацию в российском природоохранительном законодательстве, такой подход вполне оправдан.

Расчетные оценки максимального ущерба, наносимого в результате падения аварийной РКН, составляют порядка 70-100 млн. руб., что верно отражает прецеденты реальных прогнозов и оценок экологического ущерба, наносимого, имевшими место в прошлом, авариями РН, в том числе на территории республики Казахстан при пусках РН с космодрома «Байконур». Основной ущерб при этом складывается:

– из платы за химическое загрязнение земель (~ 35-45%);

– затрат на проведение экологического обследования;

– очистки загрязненных территорий;

– проведения рекультивационных работ (~ 30-40%).