ПОСТИЖЕНИЕ ТАЙН КОСМОСА

© Л.В.Санникова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Минуло более 50 лет с тех пор, как человечество вступило в космическую эру. Родители нынешних школьников, мальчики и девочки 60-х-70-х годов ХХ века, с увлечением читали фантастику, мечтали о космических полетах, знали фамилии космонавтов и названия первых космических кораблей. Прошло время дерзких экспериментов. Космонавтика, утратив героический ореол, стала одной из отраслей экономики и прочно вошла в нашу жизнь. Нынешние дети ничуть не меньше своих родителей любят мечтать о далеких мирах, интерес к космической теме связан с гордостью за свою страну.

Современная школа должна поднять на качественно новый уровень образовательный процесс, реализовать формулу «Ученик совместно с учителем добывают новые знания». Эта новая формула образования позволяет воспитать не просто образованного человека, а творчески мыслящую личность, способную выдвигать новые гипотезы, проверять на практике их достоверность, добиваться внедрения своих идей на практике, что важно сегодня с учетом перевода экономики нашей страны на инновационный путь.

Современные спутниковые технологии дистанционного зондирования Земли из космоса, спутниковая навигация, солнечная энергетика содержат все элементы и принципы, необходимые для решения российского образования.

В декабре 2008 года школа № 1 города Балабаново Боровского района Калужской области приобрела программно-технический комплекс «Космос-М2». Прием космических снимков ведется ежедневно группой «КОСМИК», в которую вошли учащиеся 6-х – 11-х классов.

Важнейшей особенностью спутниковых технологий является возможность использования на уроках географии в яркой, наглядной форме многоцветных космических изображений Земли, полученных в режиме реального времени. Конечно, преподавать географию можно с помощью карты и глобуса, как это делал ученый и учитель К. Э. Циолковский, кстати сказать, на Боровской земле. Преимущества спутниковых технологий сводятся к тому, что, работая с данными, получаемыми из космоса, учащиеся находятся в динамичной, постоянно развивающейся системе. Ежечасно получая на экране компьютера живые картины, можно провести анализ изменения погодных условий за определенный промежуток времени, составить краткосрочный прогноз погоды. При этом можно увидеть ход атмосферных фронтов, воздушных масс, зафиксировать изменение температуры поверхности, получить представление о количестве выделяемой солнечной радиации на поверхности Земли, в Европейской части, на юге России. У учащихся появилась реальная возможность самостоятельно или с помощью учителя участвовать в процессе получения новых знаний, формировать исследовательские гипотезы и проверять их достоверность. Ребята готовы получать новые теоретические знания и отрабатывать практические навыки при изучении таких учебных тем, как «Географическая карта и космический снимок», «Географическая широта и долгота», «Береговая линия», «Реки и озера», «Облака», «Погода. Климат». У учеников Циолковского таких возможностей не было, да они о таком даже не мечтали.

Сегодня педагоги и учащиеся выражают надежду, что систематическая работа с применением спутниковых технологий позволит исследовать различные участки территории и в конечном итоге помогут создать постоянно обновляемую космическую карту России, что даст возможность повысить качество образования в школе.