СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

© М.В.Аршанский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2009 г.

Почерк человека, формируясь и меняясь в течение всей жизни под влиянием возраста, занятий, заболеваний и других факторов, позволяет судить об изменениях, происходящих в его психической деятельности, состоянии здоровья.

Были проанализированы образцы почерка К.Э. Циолковского относящиеся к 1883, 1897, 1903 и 1930-1933 гг.

Почерк Циолковского в 1883 г. ровный и четкий, буквы одинаковые по высоте, уверенные, крупные, нажим одинаковый. Почерк свидетельствует о развитом уме, воле, энергии. Это почерк человека, который приобрел знания трудом и самообразованием, собирается поменять род занятий. Анализ написания букв говорит о фанатизме, увлеченностью занятиями до состояния зависимости, оригинальности мышления, эмоциональности, желании произвести впечатление, даровитости, деятельности, твердости, доброте, откровенности и искренности в отношениях с окружающими людьми. Временами возникает замкнутость, отгороженность от окружающих.

Почерк в 1897 г. прямолинейный, твердый, буквы ровные, закрытые, промежутки между словами практические одинаковы. Все это говорит о развитой воле, высоком интеллекте. Одинаковое окончание крючков у букв говорит об уравновешенности. Связные и ровные буквы, с закруглениями и красивой формы, овальные и мягкие, отсутствие искусственных украшений букв, равные строки говорят о честности, искренности, грубой откровенности, веселости, глубоких знаниях, трудолюбии, пессимизме (временами). Психографологический анализ образцов почерка указывает на характерные для Циолковского доброту, любознательность, открытость в отношениях с окружающими.

Образцы почерка 1903 г. характеризуют Циолковского как волевого человека, стремящегося к поставленной цели, замкнутого. Незаконченные вторые крючки в буквах говорят о проявляющейся, со временем, болезненности. Росчерк в букве «Й» – характеризует талант, художественность. Написание буквы «Р» говорит о быстроте соображения, живости ума, резкости. Написание буквы «Х» говорит о ровном уверенном характере, умственном превосходстве над окружающими. Написание других букв свидетельствует о фантазии, доброте, открытости, мягкости, податливости в общении, стремлении произвести впечатление. Характерны высокая работоспособность и талант оратора. Временами – склонность к депрессии. Характер тихий, но неспокойный.

Волнистость почерка в образцах 1930-1933 гг. говорит о философском мышлении, мечтательности. Изменилось написание буквы «Й». Прямой росчерк, как щит, говорит о твердости, гордости, преданности своему делу. Буква «П» свидетельствует о развитости воображения, восприимчивости, мнительности характера. Буква «Ф» – свидетельствует о мечтательности, грусти, живости. «Щ» – о резкости, вспыльчивости. Написание букв также свидетельствует о способности увлекать слушателей, желании слышать похвалы. Для обладателя такого почерка характерны отсутствие претензий, скромность, выдержанность и терпеливость, простота в обращении, способность к глубоким привязанностям.

Даже столь беглый анализ почерка говорит о развитии личности ученого. Трудолюбие, упорство, требовательность к себе позволили развить нестандартное мышление, способность к фантазии, умение увидеть то, что незаметно другим людям. Развитая воля, способность к выдержке позволили компенсировать раздражительность и вспыльчивость в общении с окружающими, развить такое качество как дипломатичность в общении, дали способность увлекать слушателей, заинтересовывать их. Во всех образцах почерка буквы выписаны старательно и ровно, что характерно для людей философского склада ума, вдумчивых, кропотливых, занимающихся наукой.