СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ТЕКСТА НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ И ЭФФЕКТЫ ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ» (1895-2008)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ТЕКСТА НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ И ЭФФЕКТЫ ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ» (1895-2008)

© Н.А.Максимовская, А.И.Зинченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2009 г.

Научно-фантастическое произведение К.Э. Циолковского «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения» («Грезы...») было написано в 1893 г. и впервые издано в 1895 г., в Москве. В России это издание, ставшее раритетным, отложилось лишь в крупных библиотеках и архивах, а также в фондах Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (ГМИК). Экземпляр «Грез...» 1895 г. издания, хранящийся в ГМИК, является раритетным не только потому, что в течение 113 лет это произведение Циолковского в полном объеме не переиздавалось, но еще и потому, что на нем имеются автограф американского астронавта Н. Армстронга, оставленный на книге в 1970 г. во время его пребывания в Советском Союзе, и автограф самого Циолковского, датированный 7 июня 1900 г.

В «Грезах...» 1895 г. 150 страниц; она состоит из 9 глав («очерков»), в которые входят 52 раздела; книга включает более сорока постраничных примечаний в виде комментариев к тексту; проиллюстрировано это издание, к сожалению, не было.

В уникальных научно-фантастических, научно-популярных «очерках» Циолковского в художественной форме излагаются астрономические сведения об окружающем мире, дается понятие среды без тяжести, приводятся размышления о способах ее преодоления (высказанные за три года до открытия и обоснования ученым ракетного способа полета за пределы атмосферы); делается акцент на значение всемирного тяготения. Фабула же повести заключается в путешествии ее героя по Солнечной системе и его встрече с представителями внеземной цивилизации.

Главное значение «Грез...» в том, что здесь, в разрозненном виде, уже отражены многие идеи, сложившиеся в дальнейших трудах ученого в концепцию освоения космоса. Необходимо отметить также, что некоторые идеи, впервые высказанные Циолковским в его рукописи «Свободное пространство» (1883 г.), перешли в «Грезы...» и после публикации повести приобрели приоритетность. Здесь же, в «Грезах...», Циолковский приходит к пониманию беспредельности энергии Вселенной, что позднее будет положено в основу его концепции расселения человечества за пределами Земли. Из сказанного следует, что «Грезы...» входят в ряд наиболее важных произведений Циолковского, в которых рассматриваются вопросы космонавтики, и по значимости, они, по всей вероятности, должны занимать первое место среди основных научно-фантастических произведений Константина Эдуардовича («Вне Земли», «На Луне»). В отличие от последних «Грезы...» гораздо больше пострадали от своих издателей. В советское время повесть пережила многочисленные, невообразимые редакторские вмешательства, порою лишенные логики и даже доведенные до абсурда.

В 2008 г. «Грезы…» были опубликованы по изданию 1895 г., с небольшими (впервые!) редакторскими изменениями (Циолковский К. Э. Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения // Циолковский К. Э. Вне Земли. М., 2008, С. 11-96). Несмотря на редакторскую правку, издание 2008 г., имеющее, наконец-то, полноценное название произведения, включающее все главы и разделы повести, является несравненно более полным и менее искаженным по сравнению с шестью предшествующими. Это, безусловно, положительное событие в истории изданий трудов великого ученого, тем более что со времени последней публикации «Грез...» прошло почти полвека.

Тема данного исследования — сравнительный анализ публикаций «Грез...» разных лет (1895, 1933, 1934, 1935, 1938, 1959, 1960, 2008 гг.), в том числе дважды вышедших в сокращенном виде под названием «Тяжесть исчезла», с точки зрения соответствия более поздних публикаций тексту первого издания «Грез...» 1895 г. (рукопись не сохранилась). В докладе рассматриваются следующие вопросы:

– изменения в названии произведения;

– анализ на полноту и чистоту воспроизведения глав, разделов в соответствии с изданием 1895 г.;

– наличие купюр в текстах разделов, в том числе, купюр религиозного и философского характера; купирование постраничных авторских комментариев (ссылок);

– общая характеристика текстовых изменений (замена речевых оборотов, слов; изменения в орфографии, пунктуации);

– текстологический анализ смысловых (семантических) изменений;

– характеристика комментариев от редактора;

– анализ с точки зрения иллюстративности изданий;

– необходимость полноценного издания произведения, вошедшего в сокровищницу мировой культуры, с соответствующими научными комментариями.