СТАТИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ПОСАДКИ СПУСКАЕМОГО АППАРАТА НА ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАНЕТЫ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА ПОСАДКИ СПУСКАЕМОГО АППАРАТА НА ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАНЕТЫ

© М.И.Аникеева, В.М.Балык, Р.Д.Кулакова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2009 г.

В работе рассматривается задача выбора оптимальных режимов движения спускаемого аппарата в условиях действия многочисленных факторов неопределенности среды. В качестве критерия оптимальности при выборе форм траектории спуска принимается минимум теплового потока, действующего на аппарат, но в условиях действия неконтролируемых факторов такая задача становится некорректной. Это связано с тем, что факторы неопределенности среды приводят к различным критериальным оценкам, что недопустимо при выборе проектных решений. Существующие подходы к решению данной проблемы отличаются весьма значительными элементами субъективизма, что в конечном итоге приводит, к различию прогнозируемой и реальной эффективности действия спускаемого аппарата. Наиболее значимые источники субъективизма здесь состоят в фиксированном наборе информационных гипотез, когда реальная информационная ситуация не вписывается ни в одну из стандартных гипотез относительно законов распределения неконтролируемых факторов. Другой, не менее важный источник, состоит в выборе вида свертки неконтролируемых факторов, так как сам процесс выбора свертки основывается на волевых решениях.

Методы статистического синтеза в целом свободны от перечисленного субъективизма. Здесь неконтролируемые факторы (или результат их воздействия) моделируются некоторым «шумом», который на определенном уровне искажает исходные данные в статистической выборке. Даже по таким выборкам строятся полиномиальные модели, которые определяют оптимальную форму траектории спуска.

Оптимальная траектория строится методом поиска экстремума в критериальном пространстве. Разработанный подход апробировался на модели пространственного движения спускаемого аппарата, и полученные результаты показали высокую эффективность разработанного программно-методического комплекса.