ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ПЛАТФОРМ В АВИАЦИОННОМ ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ПЛАТФОРМ В АВИАЦИОННОМ ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

© А.Н.Бабкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2009 г.

Расширение возможностей Международной космической станции (МКС) как экспериментальной и производственной базы на околоземной орбите напрямую связано с созданием многоразового космического корабля нового поколения. Без надежной системы спасения экипажа и эвакуации возвращаемого аппарата (ВА) и полезного груза на заключительном этапе его полетной эксплуатации невозможно обеспечить заданные характеристики многоразовости и сохранность результатов экспериментов в составе возвращаемого полезного груза.

При посадке ВА на штатном полигоне предполагается присутствие полного состава специалистов и техники, чтобы обеспечить необходимые условия для оказания медицинской помощи экипажу, послеполетного обслуживания ВА и изъятия критических (с точки зрения предъявляемых к ним сразу после возвращения условий хранения и транспортировки) грузов в определенное нормативом время. Однако, при срочном спуске с орбиты и невозможности использования основного полигона, посадка ВА возможна как в запасных районах, заранее определённых на ограниченных сухопутных территориях России и иностранных государств (Казахстан, государства Европы, США и Канады), так и в любых сухопутных районах Земли в пределах широт, ограниченных наклонением орбиты 51,6.

В этом случае предлагается использовать дальний авиационный поисково-эвакуационный комплекс, обеспечивающий доставку минимально-достаточного количества специалистов и техники к месту приземления. Исходя из ресурса времени работы систем жизнеобеспечения ВА в автономном режиме после приземления и с учетом габаритов ВА, целесообразно осуществлять сброс с самолета-носителя Ан-124 к месту приземления ВА двух поисково-эвакуационных машин (ПЭМ) на платформах. Они должны оснащаться системой точного десантирования и обеспечивать сохранность машины, оборудования при точном приземлении ПЭМ на ограниченные безлесные участки местности с возможностью последующего их выхода на автомобильные дороги. Система будет состоять из трех основных частей: платформы, на которой крепится десантируемая техника, грузового управляемого парашюта-крыла и системы управления.

В настоящее время при военных или спасательных операциях, при доставке гуманитарных грузов десантирование техники производится с помощью неуправляемой многокупольной парашютной системы с небольших высот от 1000 метров. При этом размер площадки приземления составляет 1000х5000 м. В случае использования одного управляемого парашюта-крыла, высота десантирования повышается от 2000 до 6000 метров, но точность увеличивается в 100 раз и размер площадки приземления исчисляется десятками метров.

За основу десантируемых ПЭМ могут быть выбраны вездеходы марки ЗиЛ-4906 из комплекса «Синяя птица» с пассажирской кабиной, способной вместить трех космонавтов для эвакуации и оказания им первой помощи, которые могут надежно работать и на водных акваториях.

Учитывая массу ПЭМ и то, что ее конструкция не рассчитана на нагрузки, связанные с выбросом из самолета, раскрытием парашюта, приземлением, десантирование необходимо производить при помощи платформы. В качестве основы для модернизации предполагается использовать платформу П-16. Сейчас в пределах аэродрома платформа используется только для транспортировки, зашвартованной на ней техники и загрузки в самолет, далее в боевых условиях предполагается однократное применение каждой платформы.

Однако конструкция платформы рассчитана на 5 приземлений, а при меньшей загрузке и на большее число раз. Чтобы использовать платформу многократно, необходимо заложить в ее конструкцию возможность трансформации в грузовой прицеп. Тогда на платформу можно погрузить ВА, другие эвакуируемые грузы и оборудование, а затем транспортировать их на базу. Этот вариант эвакуации ВА (по рассмотренным в докладе причинам) предпочтительнее варианта десантирования грузовой ПЭМ или последующего ее прибытия с аэродрома посадки Ан-124.

Преимуществом трансформируемой платформы является возможность ее размещения в габаритах грузового салона самолета вместе с закрепленным ВА, поэтому не требуется разработка специальной транспортной тележки для закатки ВА в самолет и лишняя перегрузка с ПЭМ. И хотя в настоящее время, на всех этапах поисково-эвакуационных работ со спускаемым аппаратом типа «Союз» используется кран грузовой ПЭМ, в случае значительного удаления аэродрома от места приземления ВА, предлагается задействовать грузовую ПЭМ только в случае аварийной ситуации (отказы домкратов, либо посадочного устройства ВА с опрокидыванием).

Таким образом, предлагается и новая методика погрузки ВА на платформу без использования крана, а, следовательно, без использования грузовой ПЭМ на месте посадки ВА в нештатном районе. Данный метод погрузки гораздо эффективнее, поскольку освобождает от необходимости ждать прибытия грузовой ПЭМ и позволяет существенно сократить время эвакуации ВА. При трансформации (установке транспортных колес и механизмов) двух платформ используется в общей сложности четыре домкрата, с помощью которых возможно поднять ВА на необходимую высоту, затем под него закатить платформу.

После прибытия на аэродром закатывание платформы на борт грузового самолета «Ан-124» происходит по стандартной схеме с заменой транспортных колес на малые, как и в случае загрузки десантируемой ПЭМ, зашвартованной на платформе. Если космонавты к моменту прибытия «Ан-124» уже эвакуированы, к месту посадки ВА с аэродрома выходят незакрепленные на платформах грузовая ПЭМ и машина сопровождения с командой технического обслуживания ВА.