ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2009 г.

Философско-методологические представления – важная составная часть интеллектуальной культуры каждого ученого. Знание общих методов, их сопоставление с поставленной целью – условие успеха в науке. Методологический анализ проясняет способы получения и обоснования знаний. Выявляя условия и предпосылки познавательной деятельности, методологический анализ превращает их в средства осознанного выбора и научного поиска. К. Э. Циолковский был одним из немногих мыслителей в мировой философской традиции эпохи начала ХХ века, кто попытался реализовать феномен мировоззрения как сумму логично включенных в нее ценностей, идеалов и принципов, которые сегодня можно по праву отнести к разряду педагогических знаний. Попытаемся выяснить: чем руководствовался Циолковский-ученый при создании своих философско-педагогических трудов? Какова их методологическая основа?

Настоящая тема уже привлекала внимание исследователей, но в несколько другом ракурсе. Так, в 1954 году вышло диссертационное исследование В. А. Брюханова, посвященное философской основе научно-технического творчества К.Э. Циолковского; в 1975 году вопросы методологии науки в сочинениях Константина Эдуардовича затронули А. А. Макареня и И. С. Дмитриев. Однако конкретно философско-педагогические труды ученого не рассматривались. Кроме того, претерпевая развитие, методология и ныне продолжает совершенствовать свои методы.

Изучение философско-педагогического творчества Циолковского немыслимо без учета его ориентации как на философские принципы, составляющие существенную предпосылку его научных исследований, так и на педагогические знания. Философско-педагогические идеи Циолковского, изложенные на страницах его трудов, сегодня могут оказать существенную помощь в решении актуальных задач педагогики. Обращения к мыслям ученого о необходимости глубокого умственного развития, о важности как можно более раннего приобщения к науке в единстве с нравственным долгом создают условия для принятия концептуальных идей и методических решений современных направлений развивающего обучения в широком философско-педагогическом контексте, в качестве реального шага к утверждению в школе гуманистической парадигмы.

Выявляя корни методологических идей Циолковского, не будем обращаться к прошлому методологии, которая как наука зародилась еще с античных времен. Отметим лишь, что наибольшее внимание современников Константина Эдуардовича, ученых второй половины ХІХ века, в методах научного познания привлекали аналогия, подобие, моделирование. Эти категории играли важную роль не только в конкретных науках, но и в выработке таких общенаучных понятий, как единая научная картина мира, идея развития в природе. Гипотеза, теория, анализ, синтез, сравнение, подтверждение, опровержение – эти общенаучные, универсальные методы познания можно проследить в трудах Циолковского, связанных с освоением космического пространства, преобразованием Земли, где ученый предстает в облике Учителя Человечества, а также в научно-фантастических очерках, где отчетливо проявился педагогический дар Константина Эдуардовича: «Жизнь в космическом эфире», «Будущее Земли и человечества. Научный и технический прогресс будущего», «Ступени человечества и преобразование Земли», «Значение индустрии», «Космический корабль», «Космические путешествия», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», «На Луне», «Вне Земли». В частности, общенаучные методы познания в этих работах касаются описания технических проектов, планет Солнечной системы, космоса в целом, жизни человека в эфире. В своих трудах Константин Эдуардович затрагивает такие научные дисциплины, как физика, химия, математика, биология, астрономия, космология, аэродинамика. Так, ученый вывел формулу движения космической ракеты, которая ныне именуется формулой Циолковского, рассмотрел химический состав топлива космической ракеты, химический состав небесных тел, всесторонне рассмотрел такое физическое явление, как невесомость, проанализировал свойства отдельных растений, которые могут выращиваться в орбитальных станциях, смоделировал наиболее выгодную форму космической ракеты и многое другое. Общенаучные методы исследования – важная составляющая интеллектуальной культуры Циолковского. Константин Эдуардович был убежден, что все существующее в мире имеет единую основу и познается универсальными способами. В этих целях он, например, в работе «Этика, или естественные основы нравственности» пытался приспособить методы наук о внешнем и естественном бытии к постижению такого духовного феномена, как нравственность. Но это уже педагогика.

Кроме общенаучных методов исследования, в философско-педагогических трудах Циолковского можно выделить дисциплинарные методы, например, дидактические аспекты педагогики. Это организационные формы учебной работы, способы и средства для формирования целеустремленной, духовно-содержательной личности. Циолковский говорит о важности образования, науки не только для конкретного человека, но и общества в целом, о формах подачи знаний, о роли учителя. В качестве примера можно назвать такие работы Циолковского, как «Общий алфавит и язык», «Свойства человека», «Идеальный строй жизни», «Наука и вера», «Устройства людей на Земле», «Постепенность законов для обществ разных категорий». Принципы дидактики Константину Эдуардовичу были известны очень хорошо: с 1880 года ученый занимался преподавательской деятельностью. Определенные области дидактической методологии в рамках философии образования разрабатываются и поныне. Например, теория ценностей, так называемая аксиология, – учение о природе ценностей, об их месте в реальности и структуре ценностного мира. Аксиологический подход, как методологическая основа современного образования и воспитания, раскрывается в ряде основоположений, которые можно проследить в философско-педагогических трудах Циолковского.

Основным вопросом научного познания является достижение истины, которая выступает одновременно как ценность. Известно, что к истине приближают индукция, аналогия, статистические способы рассуждений. Их заключения имеют вероятностный, или правдоподобный характер, они используются в качестве эвристических открытий новых истин. И здесь уместно сказать о влиянии статьи А. П. Федорова «Новый способ воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду» на творчество К.Э. Циолковского: предложение использовать реактивный прибор для полета в атмосфере навело ученого на мысль о космической ракете, в результате чего появился его основополагающий труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Черты, свойственные научному познанию основоположника теоретической космонавтики в этой работе – строгая доказательность, обоснованность полученных результатов. Важную роль здесь играют такие принципы, как объективность, всесторонность, конкретность, историзм.

В современной методологии науки ориентируются в основном на исторические процессы исследования научного творчества. Эти исследования могут осуществляться разными путями: от простого описания и приемов мышления, с помощью которых ученые приходили к открытиям, до критического анализа и разрешения тех проблемных ситуаций, которые приводили к революциям в науке. Историки науки главное внимание при этом обращают обычно на выдающиеся открытия и анализ творчества великих ученых. Не подлежит сомнения, такой анализ представляется весьма важным и интересным, но он касается большей частью индивидуального творчества ученого, его психологических особенностей, склонностей, стиля работы. Для методологического же исследования гораздо больший интерес представляет анализ тех приемов, методов рассуждений и способов генерирования новых научных идей, которыми обогатил науку ученый. Что можно сказать на этот счет в отношении Циолковского? Чем он обогатил науку? Выводы следующие.

Прежде всего, они касаются такой научной дисциплины, как педагогика. Сочетая в себе познавательные и социальные формы организации науки, педагогика формируется на основе общности предмета исследования, его теоретических и методологических принципов, на базе единой научно-исследовательской программы и методики. Сегодня методология изучения человека изменилась. На первое место вышло не познание сущности человека, а раскрытие отношений человека к миру и к самому себе. Из фундаментальных антропологических констант философии педагогики наиболее важными явились самотождественность и самотрансценденция. Они выступают в качестве методологического основания изучения человека – его внешнего и внутреннего мира. Первая из них означает мир человека, гармонию его желаний, вторая – стремление человека преодолевать собственные границы и трансцендировать себя в различные сферы бытия, например, в мир человеческих отношений. Обе эти категории позволяют рассмотреть мир человека и человека в мире в их неразрывном единстве. И отдельный человек, и человечество в целом представляют собой сложные образования, подпадающие под действие всех тех законов, с которыми имеет дело знание. Вселенная не в астрономическом, а в философском смысле представляет собой мир во всем его системном многообразии. Человек при такой интерпретации Вселенной является ее подлинным элементом, он реализует собой все многообразие законов Вселенной. Человек – это физический, химический, биологический и социальный феномен. Для человека характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в будущее. Постижение природы этого будущего является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает рассмотрение развития и эволюции человека и человечества как органических частей Вселенной. И первым на это обратил внимание Циолковский. Ученый призывал более глубоко исследовать цели образования и воспитания, с учетом как вечных, земных проблем, так и высших, космических. Он полагал, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба индивида, но и человечества, судьба Вселенной, так как будущее человека неразрывно связано с будущим Вселенной. Осваивая космическое пространство, человек привнесет в космос свои нравственные ценности, он будет руководствоваться ими в процессе преобразования Вселенной. Ученый верил, что в мироощущениях новых поколений основополагающую роль будут играть категории счастья, добра, творчества. Он считал, что знания о человеке, как педагогической цели, будут опираться на обновленную философию картины мира, на высокие общечеловеческие идеалы и ценности. Следует заметить, в качестве структурной единицы специфического уровня организации научного знания и научной деятельности педагогику начали серьезно рассматривать только в ХХI веке. А Циолковский, как видим, вывел новые знания в области педагогики еще в начале ХХ века, применив как частнонаучные, так и универсальные методы исследования.

Каждая научная дисциплина отличается собственной методологией. В своих философско-педагогических трудах Константин Эдуардович затрагивает многие научные дисциплины. Но здесь есть одно «но». Дело в том, что частнонаучные методы исследования предполагают некие действия. Так, социологии свойственно анкетирование, биологии – анатомирование, химии – спектральный анализ. Иными словами, необходим эксперимент. Имея в виду частнонаучные методы исследования Циолковского, мы можем говорить в основном о теории. В данном случае такие категории, как знание и логика, являются познавательными средствами, позволяющими получать новые знания без непосредственного контакта исследователя с действительностью. И это свойственно Циолковскому. Например, он мысленно представлял себя в невесомости, испытывающим перегрузки, «прокручивал в голове» химический состав топлива ракеты.

К сожалению, многие историки науки, подробно описывая факты научной биографии ученых, почти не занимаются анализом их концептуальной деятельности. В отношении Циолковского этот пробел мы попытались восполнить.

Безусловно, все вышеизложенное – всего лишь приблизительная схема, так как научное исследование – наиболее развитая форма рациональной деятельности, и она не может осуществляться по фиксированным правилам, тем более, если речь идет о творчестве такого ученого, как Циолковский. Собственно методических работ у Циолковского не было.