ХАОС И ТОПОЛОГИЯ ОБИТАЕМОЙ ВСЕЛЕННОЙ

© С.Н.Сиренко, А.В.Колесников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

1. Основа космической философии Циолковского – это логически обоснованная вера в обитаемость Вселенной. При этом Циолковский был убежденным монистом, а, следовательно, рассматривал космос как результат взаимно порождающих друг друга самоорганизационных и дезорганизационных процессов. «От усложнения материи, – писал Циолковский, – происходит образование солнц и планетных систем. От ее же разложения рассеиваются солнца различными способами: медленно, непрерывно и взрывами. То и другое поддерживает вечную юность Млечного Пути и вечный блеск его огней». Одной из фундаментальных проблем в монистическом понимании Вселенной был и остается вопрос, каким образом значения фундаментальных физических констант подобрались сами собой таким образом, что стало возможным образование и устойчивое существование сложных упорядоченных молекулярных структур, в том числе, структурных компонентов живых организмов. Современная космология не дает убедительного ответа на этот вопрос.

2. По сути, известная нам комбинация значений фундаментальных физических постоянных фиксирует уровень неопределенности или, точнее, отношение хаоса и упорядоченности в структуре реальности, которое характерно для процессов на Земле. Если принять интервал, в котором лежит некий интегральный «коэффициент хаотичности», за универсальный и подверженный изменениям параметр, то получается, что жизнь надо искать только там, где процессы и этот коэффициент попадают в «жизненный интервал». Внутри Вселенной степень определенности реальности выше, чем «в пограничье» космоса, где властвует хаос. Там, где слишком много хаоса, на краю, жизнь существовать не может. В области слишком высокой определенности тоже нет жизни, т.к. еще нет необходимых для протекания самоорганизационных процессов «ритмов хаоса». Ибо, по словам С.П. Курдюмова, «Хаос, оказывается, необходим! Вопрос – сколько его в системе, какова его доля. Потому что существует необходимая для эволюции системы мера хаотичности…. Без него у сложной системы не будет возможностей самоорганизации». Получаем только некоторую область Вселенной, типа мякоти кокосового ореха, в которой, скорее всего, только и возможна жизнь. При этом можно предположить, что более развитые цивилизации находятся ближе к внешним границам космоса и скоро обречены на погружение в хаос (если, конечно, не колонизируют внутренние области «кокосовой мякоти»), коль скоро Вселенная расширяется, а молодая жизнь самозарождается в местах, которые ближе к внутренним границам «жизненного интервала».