ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА КОМПЛЕКСНЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТРЕНАЖЕРАХ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПОЛЕТА

© А.А.Курицын, Д.А.Жуков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2010 г.

В докладе рассматривается технология подготовки экипажей космических комплексов на комплексных и специализированных тренажерах. Технология подготовки экипажей на комплексных и специализированных тренажерах — система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации процесса подготовки, объединенных единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для подготовки экипажей к выполнению программы полета на борту орбитальных пилотируемых комплексов (ОПК).

На основании опыта подготовки экипажей ОПК, таких как: «Салют», «Салют-2», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-5», «Салют-6», «Салют-7», «Мир», МКС сформировалась существующая в России система подготовки экипажей ОКП. До настоящего времени в России (СССР) и США разрабатывались только ОПК, работающие на околоземной орбите Земли, соответственно имеется опыт подготовки экипажей космических комплексов только данного типа.

Исследование технологии подготовки экипажей на тренажерах существующих и перспективных космических комплексов (ПКК) включает в себя две составляющие:

– совершенствование технологии подготовки экипажей МКС с учетом перспектив развития станции и увеличения состава экипажа МКС до 6 человек;

– разработка технологии подготовки экипажей ПКК (не только орбитальных) на комплексных и специализированных тренажерах с учетом существующей системы подготовки.

Качество подготовки экипажей ОПК на Земле непосредственно влияет на выполнение программы полета экипажем на борту комплекса. Опыт подготовки экипажей на комплексных и специализированных тренажерах в России и за рубежом показывает, что данный процесс требует учета значительного количества факторов, влияющих на подготовку космонавтов, к тому же подготовка должна строиться на основных дидактических принципах обучения.

Отработать все полетные операции во время подготовки на тренажерах невозможно и нецелесообразно, поэтому основной задачей инструкторско-преподавательского состава является создание на основании определенных критериев перечня необходимых операций и режимов полета для отработки во время тренировок.

Выбор технологии подготовки экипажей ПКК осуществляется на основе задач, которые будут решаться экипажами в процессе выполнения полетов на борту данных комплексов.

Способы действий, усваиваемые космонавтами в процессе тренировок на тренажерах, становятся их навыками и умениями. Навыком является операция, способ выполнения которой доведен до автоматизма, почти не контролируется сознанием. Умение – это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель. Умение может быть усвоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием. Целью тренировок с космонавтами экипажей ОПК является привитие сенсомоторных и перцептивно-моторных навыков и умений.

Разработка технологии подготовки экипажей космических комплексов на комплексных и специализированных тренажерах с использованием способов автоматизации данного процесса позволяет повысить безопасность полетов и качество подготовки экипажей существующих ОПК и ПКК, повысить эффективность деятельности инструкторско-преподавательского состава при выполнении программы подготовки.