КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© А.Ю.Кузьмина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

В своей работе «Жизнь человечества» К.Э. Циолковский размышляет над разными жизненными проблемами, давая им философскую и нравственную оценку. Начинается эта работа с таких слов: «Я бы хотел вообще разобраться в том, что происходит сейчас среди земного человечества. Желал бы сделать оценку главнейших обычаев, законов, верований, управлений, естественного и искусственного хода вещей, свободы и насилий, индивидуального (личного) и общественного течения. Цель практическая: выяснить, что хорошо и что дурно для существ, что делать и что не делать, куда тянуть и от чего бежать». Эти слова актуальны и в наше время и очень точно подходят к обсуждению проблемы эвтаназии в современном обществе, которую широко не обсуждали во времена К.Э. Циолковского.

Всплеск интереса к этой теме обусловлен социально-экономическими изменениями в нашей стране. Это был один из сложнейших периодов для жизни страны. Преобразования сопровождались тяжелейшей обстановкой в обществе, связанной с резким изменением стиля и основ привычной жизни с разрушением механизмов социальной поддержки (общество становится грубым, бесчеловечным) и реформами, которые привели к обнищанию большинства населения страны, безработице, углублению социальной дифференциации населения, росту бедности, всплескам социальной напряженности, криминализации общественной жизни. Эти изменения также коснулись и морально-этических сторон жизни. В прессе до сих пор периодически возникают споры об эвтаназии. Так, два года назад сенатор Валентина Петренко разработала закон об эвтаназии, который не вошел в нашу жизнь. У нее были не только противники, но и сторонники среди медицинских работников. Дебаты о разрешении процедуры эвтаназии не стихают до сих пор, периодически возникая в прессе.

Почти четыре столетия назад Ф. Бэкон ввел термин «эвтаназия». Эвтаназия происходит от двух греческих слов: прилагательного ev – благо (добрый, красивый, благостный, благородный) и tanatos – смерть. В Древней Греции эвтаназия означала смерть благородную, а не бесчестную (Th. Potthoff «Эвтаназия в древности»). И первоначальный смысл этого слова никак не совпадает с современным его значением (преждевременный конец жизни, наполненной страданиями, отчаянием и мучениями; помощь в смерти). В «Декларации об эвтаназии», провозглашенной в 1980 году, под эвтаназией подразумевается «всякое действие или, наоборот, бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания». Таким образом, эвтаназия подразделяется на активную, когда вводится препарат, вызывающий летальный исход, и пассивную – при прекращении лечения или отключении системы жизнеобеспечения.

Проблема эвтаназии чрезвычайно сложна и имеет ряд аспектов: медицинский, юридический, социально-экономический, политический, морально-этический и религиозный. Сторонники эвтаназии приводят следующие аргументы: 1) страдания тяжелобольного человека может остановить только смерть, и эвтаназия – милосердный акт по отношению к больному человеку, испытывающему тяжелые мучения (морально-этический и медицинский аспекты проблемы). 2) Каждый человек имеет право решать свою судьбу. Неизлечимо и тяжелобольной человек должен иметь возможность добровольно уйти из жизни. Уважение прав и свободы выбора личности – юридический аспект вопроса. 3) Сторонники эвтаназии считают, что очень дорого обходится государству и родственникам содержание таких тяжелых пациентов (социально-экономический аспект). 4) Желание очистить общество от неполноценных людей, инвалидов и калек, улучшить генофонд (политический аспект).

Немало аргументов и у противников эвтаназии. 1) С точки зрения медицинской этики, врач обязан быть защитником жизни и здоровья любого пациента, поскольку основной, высший врачебный долг – спасение человеческой жизни. Необходимо также учитывать, что больной, будучи психологически слабым человеком, может просить об эвтаназии, находясь в подавленном состоянии, но это может быть временным, преходящим явлением. Нельзя исключить и возможность врачебной ошибки даже при использовании современнейшего медицинского оборудования. Кроме того, эвтаназия может затормозить прогресс медицины, т.к. не будет большой необходимости в разработке новых лекарств и методов лечения, которые позволяют облегчать страдания умирающих. 2) С юридической точки зрения, эвтаназия может привести к криминальным злоупотреблениям как со стороны медицинских работников, так и со стороны родственников. 3) Хорошо известны негативные примеры политической эвтаназии (фашистская Германия, режимы ряда политических диктаторов), что привело к истреблению народов и наций, использованию трансплантатов, проведению экспериментов на людях. 4) Морально-этический аспект проблемы связан с тем, что в настоящее время главенствует гедонистическое мировоззрение, и современному человеку непросто осознать смысл своей жизни и смысл мук. 5) С религиозной точки зрения, большинство религий (христианство, ислам, иудаизм) пропагандируют бесконечную ценность человеческой жизни и рассматривают эвтаназию как разновидность самоубийства. А самоубийцы лишают себя вечной жизни с Богом.

На сегодняшний день активная эвтаназия разрешена в Нидерландах (с 1984 г.), Голландии (с 2002 г. – 4300 человек), Бельгии (с 2002 г. – 400 человек), США, штат Орегон (с ноября 1994 г. – 170 человек). В Швейцарии, Германии, Великобритании эвтаназия не узаконена, но не считается преступлением помощь по уходу из жизни неизлечимо больных людей. Эвтаназия возможна в Австралии, Японии, Германии, Дании, Италии, Китае. Однако большинство стран, в том числе и Россия, не соглашаются с введением эвтаназии.

Основные причины, толкающие человека к этой черте, – физическая боль, отчаяние и страх стать тяжким бременем для своих близких. Поэтому необходимо совершенствовать качество медицинской помощи и развивать систему хосписов, где осуществляется квалифицированный медицинский уход вплоть до последних дней жизни с эффективным обезболиванием. Применение эвтаназии стирает грань между милосердием и преднамеренным убийством, т.е. преступлением. Несмотря на многочисленные аспекты эвтаназии, эта проблема в большей степени касается морали общества. И задача современного общества и всех заинтересованных специалистов (юристов, философов, медицинского сообщества) – просвещение и образование людей в вопросах человеческой морали.