О РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

О РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Т.В.Наумова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

К.Э. Циолковский безусловно известен у нас в стране и за рубежом, главным образом, как основоположник современной космонавтики. Однако, по оценкам специалистов, более 30% работ из всего богатого научного наследия ученого занимают философские труды. Несомненно, философские воззрения К.Э. Циолковского несут на себе отпечаток влияния многих, зачастую противоречивых течений. Сам ученый неоднократно замечал: «Все, что я пишу, конечно, навеяно чтением книг и работами других авторов…». Его имя ставят в один ряд с великими русскими космистами Н.Ф. Федоровым, Н.А. Бердяевым, В.С. Соловьевым, В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским, П.А. Флоренским.

Следует отметить, что интерес к «космической философии» К.Э. Циолковского в последние годы растет. Это объясняется, на наш взгляд, обострением общемировых проблем, которые принято называть глобальными экологическими, активным поиском путей их решения, а также озабоченностью ролью человека во взаимоотношениях с Природой. Вслед за В.И. Вернадским, считавшим человека «главной геологической силой планеты», К.Э. Циолковский утверждал, что люди будут «управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на самой Земле. Будут путешествовать и за пределы планетной системы, достигнут иных солнц…».

Вместе с тем, К.Э. Циолковский не признает за человеком права на полную свободу действий. Космос Циолковского — это целостный саморазвивающийся организм, управляемый и направляемый высшими разумными существами. Монизм Циолковского — это единство материального и духовного аспекта Вселенной. Одним их фундаментальных положений космической философии Циолковского провозглашен принцип атомистического панпсихизма, согласно которому подлинным «гражданином Вселенной» является чувствительный атом-дух, интересам которого должен служить человек.

Размышления К.Э. Циолковского о целостности мира, его системной интерпретации, попытки понять, каким должно быть рационально организованное общество, а затем и заглянуть в будущее человечества весьма близки идеям Н.Н. Моисеева, хотя разделяла их целая историческая эпоха. Указывая на быстрое нарастание глобального кризиса, Н.Н. Моисеев писал: «Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет нам избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается». Космизм Моисеева — это парадигма универсального эволюционизма и синергетическая концепция саморазвивающейся Вселенной. Эволюция систем на всех иерархических уровнях подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам — открытости, нелинейности, стохастичности, когерентности. Как следствие, отсюда становятся неизбежными бифуркационный механизм развития, альтернативность эволюционных сценариев, фундаментальная роль случайностей и влияние будущего на настоящее. Однако, обращаясь к анализу человеческой деятельности, выражая убежденность в неотвратимости социального прогресса, Циолковский и Моисеев ставят во главу угла проблемы этики, которые в современной культуре приобретают новый смысл — отказ от идеалов антропоцентризма.