ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ К ВЫХОДУ ИЗ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СЛУЖЕБНЫМ БОРТОВЫМ СИСТЕМАМ ПКА

© А.Е.Маликов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2010 г.

Подготовка космонавтов к полету на пилотируемом космическом аппарате (ПКА) состоит из различных этапов и направлений. Наиболее важным и ответственным направлением подготовки, с точки зрения повышения надежности и эффективности деятельности космонавтов, является подготовка космонавтов к выходу из нештатных (аварийных) ситуаций по служебным бортовым системам, которые могут возникнуть на борту ПКА во время космического полёта.

В докладе предложены пути систематизации и обобщения имеющегося в ЦПК имени Ю.А. Гагарина опыта технической и комплексной подготовки космонавтов по ПКА, а также представлена новая методика обучения космонавтов к выходу из нештатных (аварийных) ситуаций по служебным бортовым системам ПКА. При ее разработке был использован многолетний педагоги¬ческий опыт подготовки космонавтов, учитывались технические возможности тренажеров и стендов по вводу и отработке тех или иных отказов. Применение новой методики при подготовке поможет космонавтам активно усваивать материал в процессе обучения и формировать гибкие навыки и умения, которые могут быть ими усовершенствованы в реальном космическом полете.

В докладе сделана попытка более углубленного под¬хода к теоретическому изучению природы возникновения нештатных (аварийных) ситуа¬ций по служебным бортовым системам ПКА, формированию алгоритмов выхода из них и деталь¬ной практической отработке действий на тренажерах и стендах.

Большое место в докладе уделено вопросам проведения теоретического и практического разбора нештатных (аварийных) ситуаций по служебным бортовым системам, возникших в предыдущих космических полетах. Деталь¬ный анализ причин, приведших к возникновению отказа, действий экипажа и Центра управления полетом (ЦУП) в этих ситуациях, позволяет космонавтам лучше понять природу возникновения нештатной (аварийной) ситуации по служебной бортовой системе ПКА, выработать определенный алгоритм ее локализации и устранения, понять действия наземной группы управления при возникновении нештатной ситуации в полете.

В докладе приведены примеры использования функционально-моделирующего стенда бортовых систем (ФМС БС) транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА» и стенда виртуальной реальности (СВР) Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) для формирования устойчивых навыков и умений по эксплуатации служебных бортовых систем при возникновении различных нештатных (аварийных) ситуаций.