ПЕРСПЕКТИВЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КАЛУГЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КАЛУГЕ

© Н.Б.Скандарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Уже более пяти лет существует авторская образовательная программа «Наш дом – Вселенная». Пройдя апробацию на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» и Научно-образовательного учреждения «Частная школа «Радуга» города Калуги, в 2009/10 учебном году она нашла единомышленников во многих школах города. Программа уникальна не только содержанием, структурой занятий, рефлексией в виде мини-проектов, она насыщена наблюдениями, опытами, экскурсиями.

Данная программа призвана путем познания Вселенной расширить кругозор учащихся, систематизировать их знания о космических телах и их влиянии на Землю. В рамках этой программы учащиеся начальной школы учатся работать с картой звездного неба, моделируют созвездия на планшете, строят модель Солнечной системы, проводят опыты «солнечные часы», «театр теней», составляют сказки о созвездиях.

«Наш дом – Вселенная» является интегративной, проектно-созидательной, деятельностной и личностно-ориентированной программой. Предлагаемые в содержании программы темы изучаются как на теоретическом, так и на практическом уровне. В структуре курса «Твоя Вселенная» используются следующие виды занятий: теоретические, экскурсионные, творческие – практические (построение моделей и схем, лепка поверхности Луны, планет Солнечной системы), дискуссионные. Однако мы рекомендуем интегрировать разные виды занятий.

В содержании наблюдается интеграция предметного рода: окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка, чтение, русский язык, математика, пропедевтика начальной физики, астрономии. Для качественной интеграции структура занятий следует принципам построения учебной деятельности, а итогом каждой темы является проект космической тематики. Готовя с обучающимися мини-проекты, педагоги приучают их к исследовательской деятельности, учат выступать на публике, защищать свои идеи и подвергать их критике.

Говоря о космическом образовании, нельзя не отметить научно-практические конференции для обучающихся разного уровня. Главным событием учебного года призваны стать всероссийская конференция «Юность. Наука. Космос» и первая международная интеллектуально-творческая командная ролевая мета-игра-турнир «Полет продолжается!» События такого высокого уровня разрабатываются Центром совместно с Малой академией наук. Игра «Полет продолжается!» предполагает не только четкое соответствие членов команды выбранной роли (для чего разработаны компетенции каждого члена космического экипажа), но и ориентирование во внештатных ситуациях, которыми богата история космических исследований. Игра предполагает длительный заочный этап с отражением на сайте и молниеносный блиц в очном режиме.

Хочется отметить, что интерес к космосу у обучающихся не ослабевает, поэтому радостно видеть, что Калуга является «колыбелью космических новинок в образовании».