ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© М.В.Филаретова, Е.В.Побирухина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2010 г.

В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание развитию космической отрасли. Реализация многих космических проектов и программ доказала эффективность космической деятельности (КД) при решении ряда прикладных задач, возникающих практически в любой сфере деятельности человека.

КД имеет один из самых мощных потенциалов социального развития страны, регионов, отраслей и сфер практического использования космических услуг.

При реализации коммерческих космических проектов уже сейчас планируются и учитываются наряду с критериями экономической и коммерческой эффективности критерии социальной или комплексной эффективности. Однако, если экономический эффект или экономическая эффективность инвестиций в космические проекты может оцениваться количественно, то социальные результаты КД измерить количественно в единицах такой же экономической природы или не представляется возможным, или требует разработки переходных моделей адаптации социальных результатов в экономические.

В докладе рассматриваются теоретические возможности построения таких моделей, базирующихся на следующих принципах:

– принцип трансформации «экономический эффект – социальный эффект» и «социальный эффект – экономический эффект» как замкнутый процесс проведения социальных и экономических результатов к единому измерению;

– принцип взаимозависимости экономических и социальных потенциалов потребителей услуг КД, проявляющийся в звеньях:

а) «социальный эффект – экономический рост (или доходность)»

б) «экономический рост – социальный эффект».

Важным проявлением социального эффекта является информатизация регионов, которая приводит к развитию дистанционных средств обучения, медицины, высокопроизводительных методов геодезии, картографирования и других. При этом каждая отрасль, потребитель услуг КД, имеет свои специфические факторы проявления социального эффекта. А критерием социально – экономической эффективности в этом случае может выступать экономия бюджетных расходов по сравнению с решением тех же задач традиционными средствами.

В докладе проблемы оценки социальных результатов реализации коммерческих услуг КД проиллюстрированы конкретными примерами.