ПРОЕКТНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОЛЁТАХ К МАРСУ И ДРУГИМ ПЛАНЕТАМ

ПРОЕКТНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОЛЁТАХ К МАРСУ И ДРУГИМ ПЛАНЕТАМ

© В.Ю.Юрьев, И.А.Соболев, Д.В.Морозов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2010 г.

При нахождении человеческого организма в условиях невесомости возникает ряд проблем медицинского и психологического характера, мно-гие из которых слабо проявляют себя в процессе самого полёта, но могут приводить к серьезным проблемам при возрастании перегрузки во время входа в атмосферу, а также после посадки и возвращения в условия грави-тации.

Вопрос предотвращения неблагоприятного воздействия невесомо-сти на экипаж становится особенно актуальным в условиях межпланетного полёта, характеризующегося большой длительностью гелиоцентрического участка, высадкой на неподготовленную поверхность, отсутствием воз-можной помощи при высадке со стороны напланетных служб, а также ря-дом других неблагоприятных факторов. Все эти обстоятельства значитель-но увеличивают риск неприятных последствий для ослабленного невесо-мостью организма даже по сравнению с возвращением на Землю после длительного полёта на околоземной орбитальной станции.

Кроме того, освоение технологии создания искусственной гравита-ции также открывает более широкие возможности по организации посто-янно обитаемых орбитальных поселений, а также развитию космического туризма.

В докладе обсуждается возможность обеспечения на борту межпла-нетного пилотируемого корабля искусственной тяжести за счёт его закрут-ки вокруг центра масс. Рассматривается влияние применения этой техно-логии на общую компоновку жилого модуля и всего корабля в целом, осуществляется выбор комфортных параметров вращения, увязка техноло-гии искусственной тяжести с различными типами применяемой двигатель-ной установки, обозначаются основные возникающие проблемы и необхо-димые направления дальнейших работ.