РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

© А.К.Ахлебинин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является формирование информационной компетентности. Она позволит эффективно использовать в обучении информационные технологии и интегративный подход к изучению естественно-научных и гуманитарных дисциплин, добиваясь экономии времени в обучении, реальной разгрузки учащихся, облегчения труда учителя. Таким образом, в настоящее время фактически реализуются дидактические идеи К.Э. Циолковского о межпредметных связях физики, математики, химии, биологии, психологии и др. Межпредметные связи не только способствуют развитию мышления учащихся, но и помогают применять теоретические знания на практике, в жизни.

Научно-исследовательская работа коллектива кафедры химии по разработке современных методов и средств обучения не является данью моде. Работы по использованию информационных технологий в обучении химии были начаты еще в 1984 году. В последние годы научные разработки и методический опыт преподавателей кафедры химии по разработке обучающих компьютерных программ стали особенно востребованными.

В настоящее время создаются электронные издания (ЭИ) и идет разработка методики их использования. ЭИ должны содержать достаточно подробные методические рекомендации. Содержание ЭИ должно полностью соответствовать Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и может быть востребовано учителями и учащимися при работе по любой из действующих программ школьного курса химии.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения сегодня выступают не знания, умения и навыки сами по себе, а усвоение учащимися ключевых компетентностей, среди которых немаловажное место занимают умение получать самостоятельно знания, приобретение навыков получения предметных знаний с помощью информационных технологий.

Дидактические взгляды Циолковского получили в дальнейшем глубокую научную основу. Фактически в своей педагогической деятельности Циолковский использовал ряд принципов развивающего обучения и деятельностный подход:

– обучение должно быть направлено не на усвоение знаний, умений, навыков, а отвечать задачам умственного развития учащихся;

– знания нужны научно обоснованные;

– необходимо формирование системы практических навыков;

– уроки следует проводить на высоком уровне сложности с учетом индивидуального подхода.

Избавляя учащихся от механического способа запоминаний – зубрежки, ученый писал о том, что следует искать лучшие способы возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творить. Он считал, что учащимся нельзя только слушать. Каждому хочется высказать свое мнение. Это потребность человеческой души.

В основу концепции создания ЭИ положена теория поэтапного формирования умственной деятельности и системно-деятельностный подход к обучению. В созданных ЭИ реализован ряд методических идей Циолковского: практическая направленность обучения путем решения задач, индивидуальный подход к каждому учащемуся и многоуровневость обучения, реализация принципа наглядности.

Реализация научно-методических идей Циолковского при разработке структуры и содержания системы интерактивных средств обучения химии позволила создать современные средства обучения, получившие признание в России на федеральном уровне и имеющие перспективу выхода на мировой образовательный рынок.