РУССКИЙ КОСМИЗМ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

РУССКИЙ КОСМИЗМ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

1. Стержнем современной научной картины мира является универсальный эволюционизм, который формирует представления о совершенствовании природы и о лидерстве человечества в этом процессе. Представления об особой роли человека во Вселенной пронизывают современный менталитет, определяя мироощущение массового сознания. Эти представления наиболее ярко выражены в мировоззрении русского космизма, провозглашающего победное шествие Разума во Вселенной. В некоторых концепциях космизма человек – властелин Вселенной, направляющий эволюцию (С.Г. Семенова, А.Д. Урсул).

2. Наступивший экологический кризис и постепенное осознание его значимости в общественном сознании влечёт за собой серьёзные мировоззренческие изменения в понимании роли человека в мире. Новые экологические данные показывают, что человек выступает не как творец и вершина эволюции, как считает космизм, а, скорее, может рассматриваться как раковая опухоль на теле пожираемой им планеты (Н.М. Амосов).

3. Современная наука показала, что реальный человек (каким создала его эволюция) не способен преодолеть экологический кризис. Поэтому представление о том, что человек должен измениться (иначе он сам себя уничтожит), стало альфой и омегой современных экологических изысканий (В.С. Степин, Н.Н. Моисеев, Э.В. Гирусов и др.)

Это означает необходимость кардинального пересмотра представлений о самой природе человека и его роли в мироздании. Однако понимание человека как властелина природы ещё господствует в массовом сознании даже в самых «продвинутых» умах и не дает осознать степень экологической опасности, перед которой оказалось человечество. Тем не менее, экологический кризис ставит ученых и, прежде всего, представителей русского космизма, перед необходимостью отказа от иллюзий, которыми питалось человечество на протяжении столетий.

Экологический кризис поставил нас не только перед лицом угрозы уничтожения телесного существования человечества, но и перед фактом обессмысливания всей нашей духовной жизни. Мы стоим перед лицом пересмотра гуманистических идеалов и всей линии Западной цивилизации, построенной на возвеличивании Разума, питающей европейскую цивилизацию со времён эпохи Возрождения.

Итак, сегодня мы можем отметить неявное противостояние экологии и космизма в отношении к человеку и его онтологической значимости, которое с разрастанием экологического кризиса и нарастающим пониманием бессилия человека перед могучими силами природы неизбежно будет увеличиваться и приведет к совершенно иным воззрениям на центральные философские вопросы, поставленные еще Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?».