СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© М.В.Золотых
2010 г.

К.Э. Циолковский – наша национальная гордость. Знаменитый русский ученый сделал ряд выдающихся открытий по экспериментальной аэродинамике, теории полета аэроплана, теории движения одноступенчатых и многоступенчатых ракет, по космонавтике и проблемам создания цельнометаллических дирижаблей, опубликовал множество работ по этике, языкознанию, астрономии и биологии. Являясь абсолютным пионером в области философии космоса, Циолковский не просто сказал о возможности космического полета, но и рассуждал о будущей жизни в космосе как о неизбежном, предопределенном реальном факте для всего человечества. Это будущее цивилизации. С его точки зрения, стремление в космос – стратегическая линия развития homo sapiens.

В отличие от видных представителей мировой космонавтики, занимавшихся практической разработкой технологических проблем космонавтики (среди которых, например, Цандер, Годдард, Оберт, Гоманн, Эсно-Пельтри), Циолковский был выдающимся философом с глобальным осмыслением деятельности по освоению Космоса. В его трудах ясно прослеживается стратегическая цель этой деятельности: будущее переселение человечества в космос.

Его перу принадлежат оригинальные статьи по проблемам прогрессивного переустройства общества и организации промышленности на искусственных островах-оранжереях, плавающих вокруг Солнца, где-то между орбитами Марса и Юпитера. Циолковский первым в истории описал космические (эфирные) поселения, составил план освоения Вселенной человечеством (вплоть до других галактик и звезд). Эти работы вызывали острые дискуссии среди ученых и инженеров. Циолковский предугадал последовательность выхода человечества за пределы Земли, пророчески назвал первым человеком в космосе русского человека.

Для Циолковского всю его творческую жизнь было весьма характерным убеждение в неограниченных возможностях прогресса человечества. Он был оптимистом и верил в светлое будущее и науки, и человеческого общества. Вот его слова: «Вероятно, и теперь нас окружают тайны, ждут великие открытия в области искусств, науки и техники, и довольно простого движения – одного гениального дуновения, чтобы они сделались явны и бесконечно обогатили мир. Да рассеется тьма и да будет свет! – вот молитва, которую человечество должно почаще повторять и не забывать никогда!».

Отметим также мысль К.Э. Циолковского: «Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стать хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Замахни ими! Ну, замахни, и ты будешь счастлив, могуществен и свободен». Жизнь и открытия К.Э. Циолковского могут и сегодня вдохновить молодое поколение на потребность к самообразованию, творческий труд и умение фантазировать, используя научные знания.