УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ КОРАБЛЯМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ КОРАБЛЯМИ

© Т.В.Матвеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2010 г.

Основная задача транспортных кораблей – доставка экипажей, рас-ходуемых материалов и различных грузов к месту назначения, а для пило-тируемых кораблей  ещё и возвращение экипажей на Землю. В настоящее время местом назначения является Международная космическая станция (МКС). В будущем это могут быть различные базы как в космосе, так и на других планетах. Понятно, что транспортный корабль должен иметь ха-рактеристики, позволяющие доставлять максимальную массу грузов при минимальных затратах. Но кроме этого транспортный корабль должен ещё обладать хорошей маневренностью, чтобы достичь цели назначения в лю-бых условиях; достаточной гибкостью в изменении программы полёта как для парирования нештатных ситуаций, так и для возможности использова-ния транспортного корабля для решения прикладных задач (например, ремонт спутника или выполнение космического эксперимента); значи-тельной степенью надёжности, поскольку от выполнения транспортных задач напрямую зависит программа космической базы в целом. Управле-ние полётом транспортного корабля, как правило, происходит в условиях невозможности многократного повторения операций в случае их срыва, дефицита времени на принятие решений, зависимости выполнения про-граммы полёта от возможности передачи на корабль управляющей инфор-мации и т.д. Особые трудности может вызвать задача управления несколь-кими однотипными транспортными кораблями, с чем нередко приходится сталкиваться в масштабных космических программах. Приводится анализ особенностей управления транспортными кораблями.

При построении контура управления перспективными транспорт-ными кораблями необходимо максимально использовать накопленный опыт управления кораблями «Союз» и «Прогресс» в программах долго-срочных орбитальных станций, применять самые современные методы автоматизации управления, моделирования различных полётных операций, ориентироваться на передовые научно-технические достижения при по-строении бортового контура управления. Указываются возможные пути решения проблем управления перспективными транспортными кораблями.