ВЫСОТНАЯ ДЕКОМПРЕССИОННАЯ БОЛЕЗНЬ: 100-ЛЕТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

ВЫСОТНАЯ ДЕКОМПРЕССИОННАЯ БОЛЕЗНЬ: 100-ЛЕТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

© С.Н.Филипенков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2010 г.

В XXI веке актуальна защита экипажей и пассажиров летательных аппаратов (ЛА) от высотной декомпрессионной болезни (ВДБ), вызванной газовыми пузырьками (ГП), образующимися в организме из уже имеющихся «микрозародышей», расширяющихся при снижении давления при перенасыщении растворенными в тканях газами (преимущественно азотом). J.S. Haldane на заре авиации в 1908 году отметил первый случай ВДБ при исследованиях в барокамере у австрийского врача H.von Shroter. В 1909 году К.Р.Мирам опубликовал первую отечественную работу, в которой высказал гипотезу о том, что причиной гибели аэронавтов на воздушном шаре «Зенит» на высоте 8595 м могла быть воздушная эмболия из-за образования в кровеносных сосудах ГП при быстром снижении окружающего давления. В 1918 году в работе «Вне Земли» К.Э. Циолковский предложил применять специальные тренировки в барокамере с целью подготовки к полету в герметической кабине с пониженным давлением и использовать шлюзование при выходе в космос в скафандре. За столетие отмечено 19 случаев летального исхода ВДБ при декомпрессии от 1 до 0,22-0,5 ат без применения мер профилактики в военной авиации (Fryer D.I.1965; Neubauer Y.C., 1988). Кроме того, три случая мышечно-суставных симптомов ВДБ наблюдали при декомпрессии от 1 до 0,75 ат в полетах авиалайнеров, имеющих высокое давление в гермокабине (Ванн Р.Д., 1988; Allan J.H., 1945; Vann R.D., 1982; Rudge F.W., 1990). Возможно развитие ВДБ у военных летчиков в защитном снаряжении с давлением 0,2 ат и при низком давлении в кабине ЛА в пределах 0,3-0,4 ат с риском заболевания 10-1-10-2. С учетом современного пассажиропотока вероятность заболевания у пассажиров авиалайнера с герметической кабиной при давлении 0,75 ат оценивается величиной в интервале 10-8...10-9. У космонавтов и участников космических полетов до настоящего времени не отмечено случаев заболевания, т.е. риск ВДБ в нормальном полете можно считать крайне редким событием. Однако риск остается на уровне 10-3...10-6 в ситуациях разгерметизации и при работе в космосе в скафандрах с давлением 0,3-0,4 ат. Вероятность ВДБ в полете сводит к нулю только выведение из организма растворенного азота. Это достигается преоксигенацией и применением в герметичном отсеке, по предложению Циолковского, «нормоксической» гипобарической атмосферы. Последняя впервые создавалась в полете «Союз-Аполлон» в 1975 г., затем - на советских орбитальных станциях и на Международной космической станции. 3-х часовая десатурация азота вдыханием кислорода применялась с 1961 по 1981 годы перед полетами космических кораблей США с низким давлением в кабине 0,35 ат, а 30-минутная десатурация впервые была использована А.А. Леоновым при выходе в космос в 1965 г.

В конце ХХ века допплеровские ультразвуковые исследования (УЗИ) позволили обнаружить ГП в кровотоке у человека и заставили пересмотреть пороговую теорию Холдена, что привело к появлению вероятностной концепции прогноза ВДБ (Ванн Р.Д., 1988; Николаев В.П, 1990; Хорриган Д.Д. и др., 1997; Vann R.D.,1987). Статистический анализ УЗИ в барокамере у 123 лиц при «подъемах» на 2,5-12 км, проведенный автором, подтверждает рекомендации К.Э. Циолковского и высокую значимость обнаружения ГП в кровотоке для прогнозирования вероятности развития ВДБ и позволяет приступить к лечению еще на преморбидной стадии заболевания.