АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА: ТЕНДЕНЦИИ, ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА: ТЕНДЕНЦИИ, ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

© А.В.Головко, Д.В.Коробушин, А.И.Рудев, Э.Г.Семененко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

Последнее десятилетие развития мировой космонавтики показало, что прежняя парадигма международного правового регулирования нуждается в серьезном дополнении понятиями и критериями безопасности и устойчивого развития космической деятельности (КД) в околоземном космическом пространстве.

Появились новые виды КД, новые типы космических средств, значительно расширилась сфера использования результатов и вклада КД в решение глобальных проблем охраны окружающей среды, обеспечения всеобъемлющей международной безопасности, повышение эффективности социально-экономического и инновационного развития государств.

Очевидную угрозу космическим средствам на орбитах стал представлять космический мусор и возрастание риска столкновений космических объектов. Стало ясно, что соблюдение и эффективное применение и развитие государствами руководящих принципов и правил предупреждения образования космического мусора, принятых Комитетом ООН по космосу, потребует активного совершенствования и развития процессов обмена информацией между государствами о национальных механизмах, регулирующих и определяющих решение этой проблем предупреждения образования космического мусора, усиление контроля за частными операторами навигационных, телекоммуникационных космических систем, космических средств дистанционного зондирования Земли, поскольку деятельность операторов не всегда правомерна.

Кроме того, практика международной деятельности по сохранению и поддержанию стратегической стабильности показала, что в современных условиях среди переменных реализуемой модели поддержания стратегического баланса всевозрастающую роль приобретает военно-космическая составляющая.

По оценкам специалистов при складывающихся темпах «скрытного» наращивания государствами военно-космических потенциалов в ближайшем десятилетии угроза «космического» фактора может приобрести решающее значение в поддержании стратегической стабильности.

Вместе с тем, анализ и оценка складывающейся в настоящее время обстановки в области КД показывают, что в условиях практического отсутствия международно-правовых ограничений на военно-космическую деятельность, космическими державами осуществляется активная деятельность по отработке создаваемых «сервисных» космических аппаратов (КА) для ремонта и дозаправки, удалению космического мусора, а также путем выведения на орбиту КА двойного назначения, проведения космических экспериментов по отработке в космосе новых технологий, имеющих двойное назначение.

До сих пор отсутствуют гарантии невывода оружия в космос. В условиях растущей неопределенности в отношении стратегических возможностей и намерений космических держав требуется устранение «правового пробела» в части создания космических вооружений, которые обладают возможностью внезапного скрытного воздействия на космические и наземные объекты и их выведения из строя. Выведение космического оружия в космос, кроме угрозы реального применения, породит подозрительность и напряженность, разрушит атмосферу доверия между государствами.

Эти оценки доказывают неотложность вопроса создания международно-правовой базы по проблематике предотвращения размещения оружия в космосе и реализации практических упреждающих мер по обеспечению безопасности и устойчивому развитию космической деятельности.

Радикальному решению вопросов снижения рисков угрозы «скрытного» накапливания государствами современных технологий и средств военно-космического применения препятствует сложившаяся «организационная раздробленность», заключающаяся в том, что Комитет ООН по космосу решает вопросы управления КД по исследованию и использованию космического пространства исключительно в мирных целях, а усилия Международной Конференции ООН по разоружению направлены на регулирование вопросов военно-космической деятельности. Существующий организационный подход делает невозможным целостное рассмотрение нарастающих техногенных угроз и военных опасностей в околоземном космическом пространстве (ОКП), формирование и реализацию мер по их своевременной нейтрализации.

Развитие этих тенденций неизбежно ведет в перспективе к прямому нарушению норм международного космического права, неконтролируемому нарастанию опасности и созданию условий для возникновения военных конфликтов и требует неотложных мер по их нейтрализации.

Сегодня мировое сообщество сталкивается с трудными проблемами обеспечения устойчивого развития и желает иметь в своем активе средства для обеспечения глобальной безопасности, нейтрализации военных угроз, терактов и разного рода экономических и социальных угроз в условиях кардинальных динамических изменений геополитической обстановки, глобализации экономики и нарастания глобальных экологических угроз.

В докладе показано, что нужна современная глобальная космическая политика Комитета ООН по космосу в интересах мирового сообщества, которая обеспечит не только активное и рациональное использование имеющегося космического потенциала мирового сообщества, включающего потенциалы национальных космических агентств, но также совершенствование и развитие его путем объединения национальных потенциалов в направлении обеспечения безопасности и устойчивого развития КД.

Отмечено, что в связи с возрастанием роли и значимости космической составляющей в механизме поддержания стратегического баланса, имеющаяся организационная разобщенность организаций ООН, занимающихся вопросами управления КД в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, обеспечения безопасности и устойчивого развития КД в ОКП и нейтрализации угрозы накапливания космическими державами военно-космического потенциала, должна быть преодолена в короткие сроки.

При этих условиях значительные изменения в ближайшей перспективе формата потребностей мирового сообщества и национальных экономик в использовании результатов КД обуславливают необходимость соответствующего значительного расширения задач и функций Комитета ООН по космосу и, как следствие, повышения его статуса в рамках новой организационно-правовой формы — Всемирной космической организации.

Переход Комитета ООН по космосу к новой организационно-правовой форме — Всемирной космической организации позволит:

– усилить функции стратегического прогнозирования и планирования развития мировой космонавтики;

– повысить эффективность управления КД мирового сообщества на основе новой космической политики, учитывающей потребности недопущения скрытного накопления военно-космических потенциалов, неразмещения оружия в космосе, упорядочения правил поведения в КД, реализации комплекса мер по укреплению доверия и транспарентности, правового регулирования и ограничения возможностей накапливания военно-космического потенциала в ОКП.

Деятельность Комитета ООН по космосу в рамках нового организационного и правового статуса позволит:

– повысить оперативность и гибкость решения насущных проблем КД мирового сообщества;

– развернуть построение механизма, обеспечивающего целостное решение проблемы контроля и обеспечения безопасности и устойчивого развития КД в ОКП на базе практических мер по формированию международной глобальной системы обеспечения безопасности КД в ОКП;

– усилить конкретную предметную деятельность по формированию современных институтов для реализации механизмов транспарентности и укрепления доверия в КД, упорядочения и регламентации правил безопасного поведения в ОКП при реализации КД.

Сегодня представляется особенно важным осуществление в международной космической деятельности глобального подхода к обеспечению безопасности и поддержания стратегической стабильности в современном мире на основе гибкой космической политики, реализующей принципы сбалансированного развития человечества и обеспечения безопасности планеты Земля.