ЭТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© ВанЖуньхуа
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.
Программа Циолковского о космическом будущем человечества — доктрина о выживании и развитии. В своих работах К.Э. Циолковский описывает тяжелое жизненное положение человечества: дурная, нездоровая пища, плохие жилища, холод, грязь, труд более 6 часов и т. п. Но как его улучшить? Он выдвинул громадный проект развития человечества путем преобразования общества, природы и самого человека. Этот проект разделяют на два этапа: этап Земли и этап Космоса.
1. Первый этап. Главная задача этого этапа состоит в преобразовании общественного устройства, повышении качества человека, преобразовании Земли и природы. Во-первых, надо создать идеальный социальный строй. Общество предоставляет каждому человеку участок земли, чтобы он получил необходимое для существования семьи, занимаясь земледелием. В то же время нужно развивать промышленность. Овладев техникой, люди покоряют природу, «разбирают Землю до центра», добывая все нужное для промышленного производства. Во-вторых, используя технику, человечество преобразует природные условия, включая воздух, море, холодные и сухие пустыни, животных и растения и т. п., чтобы жить более комфортной, лучшей жизнью. В-третьих, Циолковский высоко ценит роль гения-президента. В своих работах он дает много советов о выборе гениального президента путем прямых выборов, через которые весь мир объединяется в одно целое. Таким образом, жизнь человечества улучшится. Оно получит лучшие жилища, одежду, пищу, здоровье, избавление от страха смерти...
2. Второй этап. Циолковский считает, что Земля несовершенна, на ней человечеству трудно получить вечное счастье. Счастливое будущее человечества обязательно будет связано с покорением космоса. Он разделяет процесс покорения космоса на два шага: первый шаг — переселение в пределах Солнечной системы. Второй шаг — к иным солнцам.
Глобальный проект развития человечества, выдвинутый Циолковским, заложил философский фундамент для создания космонавтики. Но, через почти столетие , соответствует ли этот проект современной этике?
Этические проблемы в философии Циолковского. Во времена, когда жил Циолковский, человечеству, как всегда, предстояла срочная и неотложная задача: разрешить проблему выживания и развития. В этом состоит и цель проекта Циолковского. Но меняется время, и проблематика тоже претерпевает изменения. В XXI веке перед человечеством стоит проблема плохой среды и экологии. Необходимо снова пересмотреть культурное наследие человечества.
Проект Циолковского касается многих этических проблем. Во-первых, Циолковский защищает единение всего человечества. С одной стороны, единение человечества победит плохие жизненные условия, получит необходимое для поддержки жизни, например, пищу, жилище и т. п., иначе станет жертвой хищных зверей и враждебных сил природы. С другой стороны, единение всего человечества в одно целое может уничтожить войну. Циолковский считает, что необходимо обязательно запретить производство оружия, аннулировать казнь. Все человечество — это большая семья. Все в ней должны жить мирной жизнью. Он возражает против любых злых поступков — насилия, убийства, войн. Техника может делать и добро, и зло. Циолковский категорически возражает против использования изобретательства для военных целей.
В конце XX века американец Denis Goulet в своей книге «Development Ethics» выдвинул один из двух стратегических принципов о развитии всеобщее единение. Только этим путем осуществится развитие всего человечества. Независимая комиссия, изучающая международные проблемы развития, тоже считает единение нравственным методом для разрешения проблемы нищеты и неразвитости всей Земли. Очевидно, объединение всего человечества очень важно в любое время, оно играет очень большую роль.
Во-вторых, Циолковский считает, что общество и родители должны нести ответственность за рождение, обеспечивать здоровье, ум и совершенство следующего поколения. Несовершенные могут заключать брак по их выбору. О несовершенных заботятся, их любят, лишь не дают им размножаться, лишая их способности рожать детей, делая все это как можно милосерднее, стараясь не принести им муки. Только избранные имеют право на рождение детей. Это для того, чтобы не происходила передача плохих факторов следующему поколению. Постепенно в космосе останутся только разумные, сильные и счастливые люди.
Экологическая этика советует, чтобы общество родило здоровых, сильных в физическом и умственном отношении детей, воспитывало в них хорошие качества. Но больные дети не обладают способностью работать, как нормальные люди, и они не в состоянии творить какие-либо ценности, когда вырастут. Если же несовершенные члены общества будут рожать детей, в обществе будет все больше и больше дебилов и других неполноценных людей, которые приобрели негативные наследственные признаки. Вот почему экологическая этика не возражает против запрета к размножению таких людей. Некоторые даже считают необходимым уничтожение таких людей без страданий. Их точка зрения основана на некоторых правильных мыслях. Видимо, мнение Циолковского частично соответствует экологической этике.
Согласно экологической этике, чтобы улучшить качество людей, сделать следующее поколение более совершенным, некоторым несовершенным не разрешают размножаться, и это приемлемо и необходимо в некоторых странах. Но кто несовершенный? Кому нельзя размножаться? Это сложный вопрос. Его трудно определить, и трудно найти объективный критерий. Поэтому необходимо крайне осторожно относиться к этой проблеме.
В-третьих, у Циолковского мы видим и сильный антропоцентризм. Человечеству нужно использовать природу, чтобы существовать и развиваться. Он считает, что для поддержания жизни население должно бороться с природой, добывая из нее нужное. Он верит, что при помощи техники люди победят природу, заставляя ее работать на пользу человечества. Видимо, по мнению Циолковского, человечество как хозяин Земли господствует и управляет природой. Люди могут взять без ограничения у природы все, что захотят, не обращая на нее внимания.
Циолковский советует человечеству любить природу. С одной стороны, она является источником образования идей, она доставляет удовольствие. Если человек лишается впечатлений от внешнего мира, то его идеи меркнут. С другой стороны, природа дает человечеству пищу и необходимые продукты. Очевидно, причина любви к природе, по мнению Циолковского, именно в том, что она может удовлетворить материальные и духовные потребности человека. Природа обладает ценностью как средство.
Экологическая этика считает, что антропоцентризм, используя природу, не видит ее внутреннюю ценность, считая природу складом сырья. Он любит и сохраняет природу по потребности человека или потому, что природа удовлетворяет потребности человека.
Кроме того, Циолковский считает, что в мире не должно быть животных. Нужно уничтожить леса, несовершенных животных и растения. Он панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной, поэтому он советует не причинять страдание, когда уничтожают несовершенных животных и растения.
Биосфера является экологической системой, состоящей из человечества, нечеловеческих видов и окружающей среды. Они занимают свои экологические ниши, сохраняя равновесие экологической системы. Все в ней взаимосвязано и взаимозависимо. Разрушение взаимосвязей может разрушить ее равновесие.
Если люди убивают и уничтожают животных и растения, вырубают леса, то мы можем потерять не только полезные для людей породы, но и породы, способные сохранять равновесие экологической системы. Вымирание растительного и животного мира разрушит нормальную конструкционную связь и равновесие экологической системы. Чтобы выйти из тяжелого экологического положения, необходимо изменить традиционный антропоцентризм, регулировать связь между человеком и природой, осуществляя неуклонное, устойчивое развитие.
Одним словом, проект Циолковского о развитии человечества содержит много положительных факторов, и, безусловно, мы должны их наследовать. Но в нем обнаруживаются и отрицательные, антиэкологические, несоответствующие современному духу нашего века идеи, которые нам надо изменить по требованию века.